Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

О подборе практических заданий при изучении информационных технологий

Автор: Хасиева Роза Владимировна, Кандидат физико-математических наук, Доцент
ФБГОУ ВПО "Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова"
В работе предлагается пример практического задания из предметной области студентов-лингвистов при изучении информационных технологий

 

Подбор практических заданий из предметной области студента —  актуальная задача для преподавателя информационных технологий. Для экономических специальностей  такой литературы достаточно много, а для  студентов лингвистических направлений литературы немного и она представлена в основном учебниками [1–5].

Практические задания из будущей профессиональной  области обучающихся повышают мотивацию и интерес к изучению информационных технологий.

Приведем пример одного из таких практических заданий для  студентов-лингвистов. При изучении баз данных мы предлагаем спроектировать базу данных для толкового  электронного словаря русского языка. В Интернете представлен такой словарь — толковый словарь Ожегова (http://slovarozhegova.ru/).

Предварительно студентам предлагается изучить структуру словаря и словарных статей.

Далее предлагается найти в словарной статье следующие зоны:

1)    исходная форма слова (лемма);

2)    формы родительного падежа единственного и множественного числа и др.

3)    толкования слова;

4)    стилистические пометы;

5)    этимологические сведения;

6)    фразеологизмы;

7)    зоны примеров и др.

При выполнении этой работы приходит осознание того, что все эти свойства — это поля будущей таблицы базы данных, понимание того, какой объем кропотливой работы необходимо проделать, чтобы словарь принял тот вид, которым мы пользуемся.

Студентам предлагается самим выполнить поиск для определенной группы слов, написать несколько словарных статей. Они учатся вести поиск в национальном корпусе русского языка, в электронных библиотеках и других источниках.

Основная часть словаря — словник — конечная цель практической работы представляет собой один из объектов базы данных — отчет. Инструментарий СУБД позволяет оформить отчет как бумажный документ с плавающими колонтитулами, выполнить сортировку словарных статей, вести поиск с помощью запросов к базе данных.

Таким образом, при проектировании базы данных для электронного словаря студенты учатся применять информационные технологии в своей будущей профессиональной области. После выполнения этой работы они более осознанно подходят к выбору инструментария при подготовке курсовых, дипломных и других творческих работ. 

Список использованных источников
  1. Всеволодова А.В. Компьютерная обработка лингвистических данных: учеб. пособие /А.В.Всеволодова. — 2-е изд., испр.— М.: Наука: Флинта, 2007
  2. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд., испр. / А.В. Зубов, И.И.Зубова — М.: «Академия», 2012. — 208 с.
  3. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: Учебное пособие. Изд. стер. – М.: КД «Либроком», 2014. — 368 с.
  4. Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство/А.Т.Хроленко, А.В.Денисов. — М.: Флинта: Наука, 2007. — 128 с.
  5. Щипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие / Л.Ю.Щипицина.— М.: ФЛИНТА: Наука, 2013
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  информационные технологии, СУБД, база данных

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.