Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Данная статья посвящена обзору некоторых компьютерных игр, которые обучают программированию. Будут выделены их особенности, а также преимущества и недостатки.

В современном мире многие дети увлекаются компьютерными играми и посвящают им всё свободное время. Чаще всего родители этим недовольны, так как думают, что игры не приносят никакой пользы. Но это не всегда так. Существуют компьютерные игры обучающего характера,  которые помогают детям при изучении того или иного предмета [1], а также при выборе будущей профессии [2]. В данной статье речь пойдет об играх, которые применяются для обучения программированию.  

Наиболее популярными в России компьютерными играми, которые используются школьными учителями для обучения программированию, являются Скретч [3] и Blockly[4].  Но существуют и другие игры для обучения программированию – «Lightbot: CodeHour», «CodeCombat», «CodeMonkey», «Kitten’sAdventure», «Minecraft», «ПиктоМир»  и многие другие. Рассмотрим некоторые из игр более подробно.

«Lightbot: Codehour» [5]– игра для Android-устройств, разработанная компанией LightBot Inc (Канада) в 2016 году (рисунок 1). Игра обучает составлению алгоритмов, использующих циклы, рекурсивные и нерекурсивные подпрограммы. Цель каждого уровня игры – составить такой алгоритм для робота, чтобы он смог зажечь отмеченные блоки. При этом алгоритм составляется из готовых «блоков», а игрок видит визуальное отображения его работы.

Рис.1 «Lightbot: Codehour»

Преимуществом данной игры является то, что она обладает приятным интерфейсом, музыкальным сопровождением и поддерживает русский язык. Но у этой игры также есть некоторые недоработки, например, в ней нет ветвлений и не очень много уровней.

«Code Combat» [6] – это браузерная игра,  разработанная в 2013 году командой программистов из Калифорнии (рисунок 2). Игра сделана очень ярко и интерактивно, что нравится юным игрокам. Данная игра учит составлять алгоритмы, используя минимальное количество команд.  Цель каждого уровня – собрать все самоцветы и выжить, побеждая врагов. В ходе игры есть возможность выбора персонажа, за которого потом предстоит проходить разнообразные уровни и сражаться с помощью команд на реальном языке программирования.

    

Рис.2 «CodeCombat»

Особенностью и главным преимуществом игры является то, что игрок может сам выбрать, какой язык он хочет изучать (поддерживаются такие языки, как Python, JavaScript, CoffeeScript и Lua).  При этом в игре «CodeCombat» много уровней, а также есть система наград – всё это является отличной мотивацией для интересного изучения программирования.

«CodeMonkey» [7]– браузерная игра, которая была разработана в 2014 году командой специалистов из Бруклина (рисунок 3). Особенностью игры является то, что она позволяет изучать программирование с нуля. Цель игры – составить такой алгоритм, чтобы обезьянка смогла собрать все бананы.

     

Рис. 3. «Code monkey» 

Плюсом данной игры является её простота и интуитивная понятность, но есть и минусы – бесплатно доступны только 100 уровней.

«Kitten’sAdventure» [8] – эта игра была разработана нами в 2016 году (рисунок 4). Данная игра выполнена в стиле «Pixel-art», весь интерфейс сделан в виде увеличенных пикселей. Идея игры заключается в следующем: игроку нужно написать алгоритм в виде примитивных команд для кота-героя, с помощью которого он сможет достичь цель – взять кристалл, преодолевая все препятствия. В игре присутствуют операторы ветвления ifи цикл while.

  

Рис. 4 «Kitten’sAdventure»

Особенностью данной игры является то, что она разработана как Desktop-приложение и в отличие от браузерных игр может работать без подключения к интернету. Игра «Kitten’sAdventure» помогает понять основы составления алгоритмов, а также помогает привыкнуть к синтаксису программирования на языке высокого уровня.

В заключение следует отметить, что все выше представленные игры интересны по-своему, и могут с успехом применяться как на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий, так и для организации внеклассной работы со школьниками [9] с целью повышения мотивации к обучению программированию и создания условий для саморазвития личности обучающихся. 

Список использованных источников
  1. Дроздова С.Е. Компьютерная игра «Логические головоломки» для LMS Moodle/ С.Е. Дроздова, Е.В. Кудрина, К.И. Макарова, М.В. Огнева// Информационные технологии в образовании: Материалы VII Всерос.научно-практ. конференции. – Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2015. – С. 462-467.
  2. Товбис Е.М. Разработка профориентационной игры «Лесная промышленность»/ Е.М. Товбис, Е.В. Лис//Образовательные технологии и общество. – 2016. – Т.19. - № 1. – С. 465-475.
  3. Scratch – Imagine, Program, Share [Электронный ресурс] URL: https://scratch.mit.edu/ (дата обращения: 08.10.2017 г.)
  4. Программирование на Blockly – Blockly Programming [Электронный ресурс] URL: http://blockly.ru/ (дата обращения: 08.10.2017 г.)
  5. Lightbot: Code Hour / Приложения в Google Play [Электронный ресурс] URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.lightbot.lightbothoc (дата обращения: 08.10.2017 г.)
  6. CodeCombat – Learn how to code by playing a game [Электронный ресурс] URL: https://codecombat.com/play (дата обращения: 08.10.2017 г.)
  7. CodeMonkey [Электронный ресурс] URL: hhttps://www.playcodemonkey.com/ (дата обращения: 08.10.2017 г.)
  8. Черноусова Ю.А., Компьютерная обучающая игра "Kitten's Adventure" // Информационная образовательная среда образовательной организации как ресурс совершенствования технологий реализации ФГОС: Материалы Межрегиональной научно-практ. конф. – Липецк: Редакционно-издательский отдел ГАУДПО ЛО «Институт развития образования», 14 сентября 2017 г. - С.58-61.
  9. Кудрина Е.В. Опыт организации дистанционной внеклассной работы со школьниками/ Е.В. Кудрина, Е.Е. Лапшева, М.В. Огнева// Информационные технологии для Новой школы: мат-лы конф. СПб.: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2010. – С. 269-272.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Компьютерные игры, обучение, обучающие игры, программирование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.