Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Особенности и преимущества преподавания информатики со 2 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
В данной статье изложена аргументы в пользу введения информатики в учебный план со второго класса. Содержание статьи условно поделено на две части: преимущества введения информатики в начальной школе и некоторые особенности её преподавания.
Преподавание информатики в школе, как правило, начинается с 7 класса (по ФГОС). В данной статье будут рассмотрены преимущества введения информатики на более раннем этапе, а именно, в начальной школе (со 2 класса). Также будут перечислены особенности преподавания информатики во 2 классе на примере изучения материала главы "Виды информации, человек и компьютер".

Преимущество введения курса информатики во втором классе.

В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Наро-Фоминской средней общеобразовательное школе №3 с углубленным изучение отдельных предметов, в которой я преподаю, введение информатики в учебный план практикуется в трех вариантах: со 2 класса, с 5 класса и с 7 класс. 2 класс обучается по авторской программе Матвеевой Н.В., 5 класс и 7 класс обучается по авторской программе Босовой Л.Л. Каждый из трёх курсов начинается с темы, посвященной информации, её видам, основным действиям с ней.

 

Таблица 1. Сравнение ключевых понятий по первым темам курсов.

 

2 класс

5 класс

7 класс

Информация – это…

Информация - различные сигналы из внешнего мира, которые люди воспринимают органами чувств. (первый урок темы)

Информация – это сведения об окружающем нас мире. (первый урок темы)

Информация для человека – это содержание сигналов, которые он получает из различных источников. (первый урок темы)

Виды информации по способу восприятия

Зрительная, слуховая (звуковая), вкусовая, осязательная (тактильная), обонятельная. (второй урок темы)

Зрительная, звуковая, вкусовая, обонятельная, вкусовая, осязательная. (первый урок темы)

Визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная. (первый урок темы).

Органы чувств

Глаза, уши, нос, язык, кожа. (первый урок темы)

Глаза, уши, нос, язык, кожа. (первый урок темы)

Глаза, уши, нос, язык, кожа. (первый урок темы)

Действия с информацией

Получение, обработка, хранение, передача. (первый урок темы)

Получение, обработка, хранение, передача.

(первый урок темы)

Получение, обработка, хранение, передача.

(второй урок темы)

 

При рассмотрении таблицы отчетливо видно, что тематика первых уроков курсов информатики при введении её на ранних этапах совпадают. Это и не удивительно, ведь изучение предмета должно начинаться со знакомством с ключевыми понятиями. Если просмотреть темы учебников на перспективу, то они тоже во многом совпадают, как и теория, так и компьютерный практикум. Но в данной статье будут рассмотрены, лишь первые темы.

Итак, при знакомстве с «информацией» уроки во 2 классе, 5 классе и 7 классе прошли по очень похожему сценарию. Занятие строится на знакомстве с друг другом и режиме вопрос-ответ, запись, вопрос-ответ, запись. Причем, вопросы учителя на первом занятии раскрывают жизненный опыт детей, их эрудированность, их внимательность и смекалку.

Список вопросов, который был задан всем детям разных возрастных групп:

·         Как часто вы слышите слово информация?

·         Как вы думаете, что такое информатика?

·         Как вы ощущаете сигналы внешнего мира? Какими органами чувств?

·         Посмотрите в окно, какую информацию и о чем вы получаете?

·         Представьте, что вы на пешеходном переходе. Какую информацию вы получаете? Какими органами чувств?

·         Представьте, что вы обедаете в столовой? Какую информацию вы получаете? Какими органами чувств?

·         Приведите примеры передачи, хранения информации?

Ответы учащихся 2 класса по смысловому содержанию и полноте не уступают ответами учащихся 5 класса и 7 класса. Причем дети 2 класс более активно работают на уроке. Приводят свои примеры, которые не повторяют ответы одноклассников, настроение на взаимное общение, открыты учителю и знаниям и ещё не имеют сформированного страха перед ошибочным ответом.

Преподавание последующих тем имеет отличия, в основном, в объёме содержания, его глубине и уровне вычисленных задач и практических упражнения на компьютере. Но, не все семиклассники справляются с задачами и заданиями. Много времени отнимает объяснение материала, знакомство с которым могло произойти гораздо раньше.

Проблема, с которой возможно столкнуть на компьютерных практикумах: часть детей отлично владеют текстовыми и графическими редакторами и им задания на набор и форматирования текста кажется достаточно скучным, другая же часть детей совершенно незнакома с компьютером и его программами. При изучении информатики со второго класса, учащиеся находятся приблизительно на одном уровне компьютерной грамотности, и выполнение заданий на компьютере происходит практически одновременно.

Выделим основные преимущества введения информатики во втором классе:

·         Учащиеся более мотивированы и открыты к изучению нового материала.

·         На изучение тем выделяется больше учебных часов.

·         В последующих классах идет краткое повторение и закрепление на более глубоком научном уровне.

·         В последующих классах сократиться время на изучение теории и увеличиться на решение задач.

·         Работа за компьютером у учащихся будет более синхронизирована по времени.

·         Увеличивается процентное отношение учащихся победителей и призеров в конкурсах и олимпиадах.

·         Появляется возможность в среднем звене работать с более «серьёзными» программами.

·         Высокая степень интеграции с другими учебными предметами (математикой, окружающим миром, русским языком, технологией). К 5 классу получаем школьника со сформированной единой картиной мира (соответствующей его возрастной категории).

Особенности преподавания информатики во втором классе.

При преподавании в средних и старших классах практикуется конспектирование занятие как основной способ сохранения информации о теме урока. В начальных классах (на примере 2 класса) данный вид работы практически не возможен. Дети с трудом пишут, подчерк не стабилен, при написании уделяется основное внимание на процесс письма как такового, а не на смысл содержимого. Поэтому учителю необходимо минимизировать материал под запись. На место письма можно предложить работу с распечаткой схемы занятия (таблицы, схемы, иллюстрации): выяснить как дети понимают распечатанный конспект, какие свои примеры могут привести по схеме, о чем или к чему данная иллюстрация на конспекте.

Как классах средней школы, так и у младшеклассников вызывают интерес презентации, анимации и видеоролики. В сети достаточно много образовательных ресурсов, которые могут разнообразить учебный процесс. Естественно, учителю нужно проанализировать предоставленный сайтами материал, возможно подредактировать, адаптируя его под свой класс. Временной интервал работы с электронными ресурсами и просмотром презентаций и видеоматериалам должен соответствовать нормам, не превышать 15 минут, в идеале минут 7-8 достаточно.

Традиционно соблюдается смена видов деятельности: беседа, работа с рабочей тетрадью на печатной основе, физминутки, рисование, работа за компьютером, конструирование.

В своей работе также стараюсь разнообразить виды домашнего задания: выполнение логических упражнений, работа со словарём, подбор примеров под схему, номера из рабочей тетради, картинки по заданной тематике.

Список использованных источников
  1. Информатика. УМК для начальной школы: 2–4 классы. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель: О. А. Полежаева.— Эл. изд.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.— 136 с. : ил.
  2. Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Н.В. Матвеева, Е.В. Челак, Н.К. Конопатова и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 80 с.: ил.
  3. Информатика. 2 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. Ч.1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2014. - 56 с.: ил.
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  информатика, методика обучения, младшие классы, преподавание

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.