Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование кейс-технологии при обучении информатике

ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
Рассматриваются вопросы использования кейс-технологии при обучении информатике. Описывается структура предметного-ориентированного кейса по информатике, рассматриваются общие этапы реализации кейс-технологии при обучении информатике.

В настоящее время акцентируется внимание на совершенствование системы высшего образования, где ставится задача формирования профессиональной компетентности, а также на проблемы подготовки будущих учителей, готовых к реализации новых задач в системе образования.

В этой связи актуальным становится вопрос использования активных технологий обучения при подготовке учителей самых разных предметных областей, в том числе – и информатики. Существенным потенциалом, по нашему мнению, обладает кейс-технология, где на комплексной основе реализуются задачи предметной и исследовательской подготовки учителя информатики.

Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе представляет собой творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Кейс-технология обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания [1].

Использование кейс-метода побуждает студентов к освоению и активному использованию различных методов практической деятельности, близкой к профессиональной, стимулирует применение разнообразных приемов при анализе, оценке и решении конкретных проблем и практических ситуаций. Специфика кейс-метода, заключающаяся в ориентации на конкретные, практические проблемы, позволяет формировать определенные компетенции у студентов посредством повышения мотивации, формирования методологического аппарата применения изученного учебного материала, в том числе его применения в конкретной практической деятельности [4].

Кейс-технология способствует развитию: 1) аналитических умений (умения классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их); 2) творческих умений (умения выдвигать гипотезы, проводить аналогии, обобщения, генерировать альтернативные решения, которые нельзя найти логическим путем и т.д.); 3) практических умений (умения использовать теоретические знания, методы и принципы при решении практических задач и т.д.); 4) коммуникативных умений (умение вести диалог и полилог, убеждать окружающих, использовать различные формы наглядности, в том числе мультимедийные материалы; работать в больших и малых группах, распределяя роли; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов и т.д.); 5) социальных умений (умения оценивать поведение людей, определять их характерные особенности; умения слушать, поддерживать дискуссию, аргументировать свою точку зрения, контролировать свое поведение и т.д.); 6) рефлексивных умений (умения проводить рефлексию собственного поведения, самочувствия, своих действий и поступков) [2].

Для предметных дисциплин термин «кейс» трактуется как самодостаточный комплект (от англ. сase – чехол, дело, корпус, футляр), в котором описывается ситуационная задача, а также имеется указание на средства для ее решения. При этом в состав кейса по информатике как совокупности учебных материалов можно поместить все необходимые средства для решения ситуационной задачи, что позволяет применять кейс-метод при изучении информатических дисциплин. [3].

В этом случае предметно-ориентированный кейс по информатике представляет собой комплект, в который входят: 1) ситуационная задача (описание учебной проблемной ситуации, решаемой средствами информатики); 2) задания, решение которых приводит к решению поставленной задачи (задания или вопросы для организации поэтапного решения основной ситуационной задачи); 3) материалы, необходимые для выполнения заданий (исходные данные, статистические данные, данные для проверки полученных результатов, информационные (справочные) материалы и др.); 4) программные средства для решения задачи (информационные технологии, необходимые для решения основной ситуационной задачи) [там же].

Реализация кейс-технологии при обучении информатике включает проектирование предметно-ориентированного кейса (проведение анализа дисциплины для выделения разделов, содержание которых может служить источником для построения кейсов); разработку предметно-ориентированного кейса (формирование элементов по каждому компоненту кейса и составление самих кейсов); применение кейса на учебных занятиях и решение кейс-заданий (ознакомление студентов с кейсом; изучение ситуационной задачи, этапов ее решения, справочных материалов; поэтапное решение кейс-заданий и подготовка отчета; обсуждение полученных решений; формулирование выводов; оценивание работы над кейсом).

Таким образом, использование предметно-ориентированных кейсов при изучении информатических дисциплин способствует освоению новых знаний и умений, формированию умений анализировать информацию, актуализации имеющихся знаний в области информационных технологий, развитию исследовательских навыков.

Список использованных источников
  1. Бакиева Ф. Р., Муллакаева В. С. Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 707-710.
  2. Маньшин М. Е., Лобанова Н. В., Смыковская Т. К. Использование кейс-технологии при подготовке будущих учителей информатики // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. –2011. –№3 . – С. 28-33
  3. Маркович О. С. Предметно-ориентированные кейсы по информатике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017.–№5(118) –С. 70-75
  4. Никитина М. А. Кейс-метод как средство реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения на занятиях по информатике //Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40) –С.126-128
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  кейс-метод, кейс-технология, кейс, предметно-ориентированный кейс, информатика

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.