Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Практика применения блочно-модульного обучения на уроках информатики

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.Хвалынска Саратовской области
Данная работа посвящена исследованию внедрения блочно-модульной системы обучения в основное общее образование. Исследование проводилось в течении 3-х лет. В исследовании участвовало четыре класса. Были разработаны маршрутные листы для учащихся и учителя. В конце каждого учебного года подводились итоги и корректировалась сама система, которая зарекомендовала себя с положительной стороны.

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.

Реализация данной цели позволит [1]:

·повысить мотивацию изучения предмета;

·повысить качество знаний;

·повысить уровень образовательного процесса в целом.

Блочно-модульная технология обучения «обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижениях (максимальная индивидуализация продвижения в обучении)» [4].

Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.

Изучение каждого модуля является логическим продолжением предыдущего.

Блок — серия уроков в рамках одного раздела. [4]

1 модуль (теоретический) — выдача теоретического материала учащимся в рамках 1-2 уроков (по сути - это выдача теории в виде лекций).

2 модуль (практический) — решение задач, разбор ситуаций и т.п. Модуль обязательно включает в себя элементы самостоятельной работы. Реализуется в серии из 1-3 уроков.

3 модуль (творческий) — решение поставленных задач на основе творческих подходов. Сочетаются различные формы творческой деятельности: индивидуальная, групповая, смешанная. Реализуется в серии из 1-2 уроков.

4 модуль (оценочный) – оценка знаний на основе различных форм контроля, включая домашний контроль

Таким образом, в преподавании информационно-коммуникационных технологий метод подачи материала укрупненными единицами (блоками) – может являться основным.

Исследования проводился с 5 по 7 классы с 2014-2015 учебного года, так как учащиеся данных классов первыми начали заниматься по ФГОС. К моменту начала исследования у учащихся были сформированы основные навыки учебной работы (5 классы занимались информатикой на дополнительных занятиях). Уровень обучаемости и качество знаний данного коллектива учащихся соответствовал содержанию и структуре модульного обучения.

Для организации наблюдений и проведения экспериментальной работы были выделены начинающие классы – 5А и 5Б (дополнительные), 6Б – экспериментальный, 7Б – контрольный. Качество знаний учащихся 5-х классах можно сравнить входной и итоговый контроль (см.табл.1), 6Б – сравнить еще и с прошлым учебным годом, чтобы понять, как блочно-модульная система повлияла на него (см.табл.2). В 7Б классе можно сравнить все пограничные оценки контролей знаний, начиная с итогового контроля за предыдущие учебные года с начала эксперимента (см.табл.3).

Таблица 1.

 

Входной контроль

(2016-2017 уч.год)

Итоговый контроль (2016-2017 уч.год)

Динамика

5 А класс

73%

71%

-2%

5 Б класс

67%

71%

+4%

Таблица 2.

5Б (2015-2016 уч.год)

6Б (2016-2017 уч.год)

Входной контроль

Итоговый контроль

Динамика

Входной контроль

Итоговый контроль

Динамика

75 %

56 %

- 19 %

47%

33%

-10%

Таблица 3.

 

(2014-2015 уч.год)

(2015-2016 уч.год)

(2015-2016 уч.год)

Динамика

 

Входной контроль

Полугодовой контроль

Итоговый контроль

Входной контроль

Полугодовой контроль

Итоговый контроль

Входной контроль

Полугодовой контроль

Итоговый контроль

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год

2016-2017 уч.год

7Б класс

42 %

37 %

71 %

57 %

88 %

63 %

53%

53%

81%

+

29%

+ 6%

+

28%

 

Проведённое на начальном этапе исследования тестирование показало существенных различие этих групп по качеству знаний начального курса информатики и последующего изучения.

Экспериментальная работа была призвана подтвердить гипотезу о том, чтоформирование общеучебных умений и навыков учащихся на уроках информатики будет более эффективным, если учебный процесс строится на основе модульного обучения. К сожалению, это не подтвердил начинающих 6Б класс, однако отрицательная динамика качества знаний снизилась, и 5А, но у данного класса отрицательная динамика лишь 2%, а в 5Б – динамика положительная +4%. Я считаю, что причина неуспеваемости в том, что дети не были готовы к самостоятельной работе. Думаю, несмотря на отрицательную динамику качества знаний, я продолжу работать с данными классами по блочно-модульной системе.

Экспериментальная группа (7Б) класса показал положительную динамику качества, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Весь учебный материал был разбит на 2-3 блока в зависимости от класса (см.табл.4). Каждый блок соответствует теме главы в учебнике.

Таблица 4.

№ п/п

Класс

Блок 1

Блок 2

Блок 3

1

5

Информация и средства ее обработки

Действия с информацией

Обработка информации

2

6

Компьютер и информация

Человек и информация

Алгоритмы и исполнители

3

7

Компьютер и программное обеспечение

Технология обработки графической информации

 

Для учащихся созданы специальные маршрутные листы (см.рис.1), в который прописаны название блоков, входящие в них модули, домашнее задание лабораторные задания, дополнительные задания, а сроки выполнения учащиеся прописывают самостоятельно.

рис.1

На первом маршрутном листе для учащихся прописываются критерии выставления итоговых оценок:

·   На «3»  - выполнения домашнего задания письменно в тетради;

·  На «4» - выполнения домашнего задания письменно в тетради, лабораторных работ, часть творческих заданий;

·  На «5» - выполнения домашнего задания письменно в тетради, лабораторных работ, всех творческих заданий, написание докладов или рефератов или создание презентации.

Обязательно осуществлялся текущий и промежуточный контроль в конце каждого модуля. Его цель – выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить его. После завершения работы с модулями осуществлялся выходной контроль по блоку. Его цель – выявить уровень усвоения блока. Выходной контроль осуществлялся путем создания творческих проектов и тестирований.

В ходе внедрения блочно-модульного обучения были получены данные, позволяющие сделать вывод о влиянии технологии данного обучения на развитие познавательных способностей и на повышение качества знаний учащихся во всех классах.

Практическая значимость работы состоит в том, что экспериментально апробирована методика реализации педагогических условий эффективного использования учебника, соотнесенного с модульным обучением информатики.

В настоящем исследовании была предпринята попытка выявить сущность модульного обучения как обучения в определенной степени альтернативного традиционным подходам, показать технологию реализации модульного обучения на уроках информатики, экспериментально проверить его результативность и эффективность. Можно сделать следующие выводы:

·  Технология модульного обучения алгоритмизирует процесс обучения от цели до результата.

·  Деятельность учителя направлена на организацию среды обучения.

·  Одновременно повышаются требования к психологической и педагогической подготовке педагога.

·  Деятельность обучающего направлена на личностное взаимодействие с учащимися.

· Алгоритм действия, предлагаемый модулем, дает возможность учащемуся действовать самостоятельно.

·  Понимание и принятие целей обучения способствует росту самосознания учебной деятельности.

·  Между результативным и целевым компонентами существует соответствие. В модульном обучении благодаря постоянной обратной связи, развивается умение самоконтроля и адекватной и объективной самооценки.

Использование технологии модульного обучения возможно не только при изучении информатики в школе, но и в преподавании других предметов. Эта технология позволяет сократить время учебного курса на 30% без ущерба для здоровья учащихся. Опыт данной работы может быть интересен для преподавателей, методистов, учащихся.

Список использованных источников
  1. 1.Жанпеисова, М.М. Модульная технология как средство развития ученика./ Жанпеисова М.М//.-Алматы,2001.
  2. Ильин, М.В. Изучаем педагогику: учеб. пособие / М.В.Ильин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн., 2002.
  3. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. В.С.Кукушина. – Ростов н/Д, 2002.
  4. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико –ориентированная монография. /Третьяков П.И., Сенновский И.Б.// – М.: Новая школа, 1997.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  технология обучения, блочно-модульное обучение, исследование, результат исследования, индивидуальное обучение, групповое обучение

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.