Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Особенности разработки проектов по информатике в школе

Автор: Насонова Екатерина Дмитриевна, Кандидат физико-математических наук
Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с организацией проектной деятельности по информатике в средней школе. Описываются направления проектирования и требования к организации проектной деятельности.
Рассматриваются некоторые проблемы организации проектной деятельности школьников по информатике.

В последние годы в школьную программу активно внедряются проективные методики, нацеленные на стимулирование когнитивных способностей учащихся, повышение их самостоятельности при изучении школьных наук. Начиная с первого класса, дети уже обязаны предоставить самостоятельно выполненную работу на тему, сформулированную учителем или самостоятельно, сопровождая свой труд презентацией или раздаточным материалом. Возникает ощущение, что мы воспитываем интеллектуально развитых, самостоятельных и любознательных детей, однако так ли это на самом деле? Действительно ли проекты должны быть массовым явлением, или это «штучный товар», не приведет ли такая образовательная политика к обратному эффекту – снижению мотивации и познавательной активности учащихся?

Для начала выделим несколько основных требований, которые необходимо предъявлять к процессу проектирования и его руководству. Одним из главных требований является своевременность, доступность и осознаваемость тематики проекта учеником, доступность тематической литературы и других информационных источников. Это означает, что школьник способен понять содержимое своего проекта, разобраться в его тонкостях, границах метода исследования, а не просто транслировать скомпилированное содержимое информационных ресурсов. Таким образом, тематика проекта должна соответствовать уровню обученности ребенка, а лучше находиться в его зоне ближайшего развития. Следует отметить, что данное требование, как правило, соблюдается при разработке тематики учебных проектов. Например, в младшей школе в качестве темы проекта по информатике можно задать разработку презентации, создание рисунка, плаката в соответствующих программных средах и описание данного процесса.

Другим важным моментом учебного проектирования является заинтересованность учащегося представленной темой проекта. Несомненно, любознательность является движущей силой познавательной активности, поэтому, закрепляя за учеником тему проекта, следует учесть его интересы. При этом крайне желательно разработать такую тему проекта, которая может развиваться в дальнейшем, допускать расширение и усложнение. В этом случае массовость проектов дает пользу, позволяя всем школьникам выяснить сферу своих интересов, что с большей легкостью позволит выбрать образовательный профиль в средней и старшей школе. Следует отметить, что проекты по информационным технологиям можно считать выполнимыми большинством учащихся, в то время как проекты в сфере программирования и моделирования являются уже узконаправленными, предполагают наличие специальных знаний и не могут быть выполнены любым учеником.

Краеугольным камнем в этой системе является руководство проектированием, которое формально должно выполняться учителем, а фактически, как правило, ложится на плечи родителей школьников. Это происходит по многим причинам, и массовость проектов является основной из них, так как эффективное руководство таким большим количеством работ трудновыполнимо на практике. Также причиной неэффективного руководства проектом является профессиональная неподготовленность учителя в сфере проектирования. Несмотря на обилие всевозможных семинаров, многие учителя никак не могут разобраться с требованиями к создаваемому продукту, который фактически является целью проекта, и к структуре сопроводительного документа, текстовой части или пояснительной записки к проекту.

Нечеткие требования действительно являются проблемой, так как это порождает непонимание учеником своей цели, становится причиной его тревожности, снижает познавательную активность и мотивацию. Учитель должен выступать в роли эксперта, разбирающегося в исследуемой области лучше ученика, быть способным разобраться и помочь в разрешении технических трудностей. Недопустимо, например, озадачивать ученика написанием программы, не имея даже примерного представления об особенностях реализуемого алгоритма и используемого языка программирования. Также следует подчеркнуть, что в качестве продукта, являющегося ядром проекта по информатике, должна выступать именно некая модель, алгоритм или программная реализация, что становится возможным только при соответствующем уровне преподавания программирования и моделирования в школе [1,2].

Значительно облегчает данный процесс использование новых автоматизированных и программируемых конструкторов, позволяя снизить порог специальных знаний, требующихся при разработке проекта по информатике и расширить круг школьников, которые могут участвовать в разработке проектов по информатике.

В старших классах средней школы с углубленным изучением информатики спектр решаемых в ходе разработки проектов задач может быть значительно расширен. Так, в тематику проектов можно включить разработку и исследование имитационных моделей, создаваемых с помощью специальных сред моделирования, таких как мультиагентная среда AnyLogic или GPSSWorld[3,4].

Следует отметить, что, несмотря на все трудности, проектирование в школе при грамотном руководстве действительно способствует развитию познавательной активности учащихся, обеспечивает преемственность и непрерывность образования, подготавливая таким образом школьников к разработке курсовых и дипломных проектов в высших учебных заведениях [5].

Список использованных источников
  1. Насонова Е.Д. Особенности изучения мультиагентных сред имитационного моделирования в средней школе / Насонова Е.Д. В сборнике: Инновационные стратегии развития педагогического образования. Сборник научных трудов Тринадцатой Международной очно-заочной научно-методической конференции: в 2 частях. 2017. С. 65-66.
  2. Насонова Е.Д. Анализ возможности изучения основ имитационного моделирования в старших классах средней школы/Е.Д. Насонова. В сборнике: Информационные технологии в образовании, «ИТО-Саратов-2016». Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 74-77.
  3. Насонова Е.Д. Применение программных средств имитационного моделирования для исследования динамических процессов/Е.Д. Насонова. В сборнике: Актуальные проблемы модернизации математического и естественнонаучного образования. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Под редакцией М.А. Ляшко. 2016. -С. 60-63.
  4. Насонова Е.Д. Средства визуализации имитационных моделей/Е.Д. Насонова. В сборнике: Информационные технологии в образовании. Саратовский государственный университет. 2015. -С. 406-407.
  5. Грибанова-Подкина М.Ю. Непрерывное образование при подготовке специалистов в области информационных технологий / М.Ю. Грибанова-Подкина В сборнике: Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций. Сборник научных трудов: в 2-х частях. 2016. С. 109-110.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  проектная деятельность, информатика

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.