Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Подготовка учителя к уроку в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока.

Авторы: Петрова Наталья Владимировна 1, Канаева Галина Васильевна 2, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Почетный работник сферы образования Российской Федерации
1 МБОУ Лицей №15 Заводского района г. Саратова, 2 МБОУ Лицей №15 Заводского района г.Саратова
Статья посвящена вопросу подготовки урока по ФГОС, в частности формированию технологической карты урока с помощью электронного конструктора, предложенного авторским коллективом в составе: Н.А. Викторова, А.С. Дюкарева, И.Е. Зорина, В.В. Поликарпова. Электронный конструктор урока, соответсвующего требованиям ФГОС ООО, включает в себя: 1) положение о технологической карте урока с учетом требований ФГОС ООО; 2) электронную форму для проведения самоанализа урока на соответствие требованиям ФГОС (в формате Excel); 3) инструкцию для учителя по использованию электронных форм.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

В условиях ФГОС учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Теперь учитель – это навигатор, тьютор, помощник, который должен чаще отвечать на вопрос учащегося «Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй сам».

Способность к импровизации на уроке становится важной составляющей

профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта.

Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.

Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

ТК - это Проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой

(заложенной изначально вариативностью урока).

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

Анализируя (на основе открытых электронных источников информации)  большое разнообразие технологических карт урока, разработанных учителями - практиками, можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Однако, можно выделить основные блоки:

1. Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

2. Инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

3. Организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

Но практически случается проблематично создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает определение целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В результате тратится много времени на создание такой технологической карты.

 В этом случае в помощь учителю можно предложить «Электронный конструктор урока» - данная разработка предоставлена учителями  Гимназии № 498 г. Санкт-Петербурга. Он состоит из электронной формы технологической карты и самоанализа урока.

Электронный конструктор урока позволяет учителю самостоятельно проектировать урок, выбирая из предложенных формулировок этапов урока, целей, результатов необходимых ему. Затем позволяет проанализировать свой урок с точки зрения соответствия урока требованиям ФГОС. В результате учитель получит технологическую карту урока, соотвествующего новым требованиям.

Электронный конструктор урока предназначается учителям начальной школы и основной школы общеобразовательных учреждений всех видов. Допускается изменение заложенных в него формулировок с учётом потребностей и особенностей конкретного ОУ. Электронный конструктор урока соответствует требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Электронный конструктор урока представлен в формате электронной таблицы Excel. Формирование технологической карты с помощью такого конструктора экономит время учителя «в разы», т.к. уже содержит всю основную структуру и учителю необходимо выбрать из готового списка цели, виды деятельности, УУД. Учителю остается «прописать» этапы урока с соблюдением времени, но и здесь конструктор нам «помогает» - ведет суммарный подсчет времени по всем этапам урока.

Используя данный конструктор на протяжении трех лет в своей педагогической деятельности можно отметить качественное изменение подготовки к уроку в лучшую сторону. У меня действительно существенно меньше тратится времени на оформление «описательной части урока», благодаря четкой организации заполнения готовых формулировок целей и задач урока, возможности их редактирования, очень хорошо продумана структура технологической карты, где есть место всем этапам урока, очень удобен автоматический подсчет времени урока, таким образом у меня остается больше времени на творческую подготовку  урока, подбор заданий, меньше рутинной работы, не приносящей удовольствия. 

Список использованных источников
  1. http://gym498.ru/elektronnyy-konstruktor-uroka
  2. http://sdamzavas.net/3-11196.html
Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Ключевые слова  ФГОС, урок, технологическая карта

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.