Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Проблемы обучения информатике школьников Саратова и Саратовской области

Авторы: Лапшева Елена Евгеньевна 1, Федорова Антонина Гавриловна 2, Кандидат физико-математических наук, Доцент, Почетный работник высшего профессионального образования, лауреат премии Президента в области образования
1 ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
В статье приводится краткий анализ результатов ЕГЭ по информатике в Саратовской области в 2017 году. Обсуждаются проблемы преподавания информатики у школьников, не сдающих ЕГЭ по данному предмету.

Регулярно в начале очередного учебного года подводятся итоги лета, которые включают в себя сдачу школьниками государственной итоговой аттестации и результаты приемной компании в высшие учебные учреждения. Этот процесс не обходит стороной и сообщество саратовских учителей информатики и преподавателей профильного факультета (факультета компьютерных наук и информационных технологий СГУ).

В 2017 году средний балл по ЕГЭ в Саратовской области по информатике и информационно-коммуникационным технологиям – 63,17 балла, что можно считать незначительным повышением по сравнению с прошлым годом (62,20 – в 2016 году). Этот средний балл существенно выше, чем средний балл по данному предмету в Российской Федерации – 59,2%. Количество сдающих информатику в Саратовской области, не достигших порог в 40 баллов, составило 46 человек, что составляет 5,79% от общего количества сдававших экзамен по данному предмету (в 2016 году – 53 человека, 7,70% от сдававших). По России 9,3% сдававших не получили 40 баллов. По результатам ЕГЭ по информатике и ИКТ в Саратовской области 100 баллов получили 11 выпускников, что составляет 1,38% от сдававших (в 2016 году 100 баллов получили 3 человека, 0,4% от сдававших).

В целом можно отметить небольшое улучшение результатов по сравнению с прошлым годом и с результатами в Российской Федерации.

Но детальное рассмотрение результатов сдачи единого государственного экзамена по информатике в Саратовской области раскрывает проблемы, которые необходимо решать педагогическому сообществу.

Рассмотрим результаты сдачи ЕГЭ по районам (таблица 1).

Таблица 1.

Район

Количество сдававших

Ср.балл

Количество двоек

Количество стобалльников

Алгайский

9

59,33

0

1

Аркадакский

1

53,00

0

0

Аткарский

6

57,33

0

0

Базарно-Карабулакский

3

53,67

0

0

Балаковский

91

58,02

9

1

Балашовский

37

57,35

1

0

Балтайский

1

50,00

0

0

Вольский

7

56,71

1

0

Дергачевский

3

68,33

0

0

Екатериновский

1

0,00

1

0

Ершовский

2

94,00

0

1

Ивантеевский

1

94,00

0

0

Красноармейский

3

47,00

0

0

Лысогорский

7

52,43

0

0

Марксовский

22

61,95

0

1

Новобурасский

3

73,00

0

0

Озинский

9

48,67

1

0

Перелюбский

5

67,00

0

0

Петровский

5

62,20

0

0

Пугачевский

15

53,27

3

0

Ровенский

2

30,50

2

0

Ртищевский

14

58,43

1

0

Саратовский

2

38,50

1

0

Советский

7

61,57

0

0

Татищевский

3

54,00

0

0

Турковский

5

27,20

4

0

Федоровский

1

48,00

0

0

Энгельский

77

61,57

5

0

ЗАТО Светлый

4

55,50

0

0

Образовательные учреждения, подчинённые городскому комитету образования (г. Саратов)

73

81,52

0

3

Октябрьский

40

66,30

0

1

Волжский

82

64,30

4

1

Фрунзенский

33

78,94

0

1

Кировский

41

66,37

2

0

Ленинский

88

60,24

6

0

Заводской

53

64,81

1

0

Интернаты

2

56,00

0

0

Негосударственные образовательные учреждения

22

57,05

2

1

Федеральные образовательные учреждения

15

54,53

2

0

 

Вызывают недоумение и тревогу результаты школьников из Екатерининского, Ровенского, Саратовского и Турковского районов. Создается впечатление, что выпускники школ шли сдавать единый государственный экзамен по информатике случайно, не зная, какие задания их ожидают.

Администрация школ и учителя не имеют права запретить школьникам сдавать тот или иной единый государственный экзамен, но предупредить школьников и родителей о последствии сдачи без подготовки они должны. Обучающиеся старших классов должны хорошо понимать, что информатика является дисциплиной, требующей хорошей математической и алгоритмической подготовки. Поступить на факультеты, в перечень вступительных испытаний которых входит информатика, в том числе и на факультет КНиИТ СГУ, не решив задачи ЕГЭ на программирование, невозможно.

Обращают на себя внимание результаты негосударственных учебных учреждений и школ федерального подчинения. Среди родителей школьников существует уверенность, что в этих школах учат лучше. Может быть это и так, но не по предмету «Информатика». И данные из таблицы 1 хорошо это показывают.

Сегодня фраза «Информационные технологии пронизывают все сферы человеческой деятельности» – не преувеличение, это реальность, которая требует безусловной компьютерной грамотности всего общества и тем более его будущего – детей, молодежи. В нашей области 38 муниципальных образований, из таблицы 1 следует, что в 10 из них не один школьник не сдавал ЕГЭ по информатике. А была ли у них информатика вообще? Знают ли выпускники школ о том, что работа в IT-сфере является хорошим социальным лифтом в настоящее время?

Саратовская область всегда славилась хорошей подготовкой школьников в области программирования. Наши выпускники школ ценятся и в московских, и питерских вузах. Студенты, вышедшие из разных школ Саратова и области, приносят славу России на различных программистских соревнованиях в мире. Но это, как правило, это школьники, целенаправленно готовящиеся к сдаче ЕГЭ и олимпиадам по информатике. Что же происходит с программистской подготовкой детей, не собирающихся сдавать ЕГЭ по информатике, но собирающихся поступать на технические и естественнонаучные направления в высшие учебные учреждения?

То, что для таких направлений в высших образовательных учреждениях требуется знание программирования уже ни для кого не является секретом. Только названия направлений, например, на механико-математическом факультете СГУ говорят о том, что программирование будет нужно все четыре года обучения на бакалавриате: направление «Прикладная математика и информатика», профили: «Математическое и информационное обеспечение экономической деятельности», «Математическое моделирование», «Математическая физика и современные компьютерные технологии»; направление «Математика и компьютерные науки», профиль «Математика и компьютерные науки»; направление «Механика и математическое моделирование», профиль «Биомеханика»; направление «Бизнес-информатика», направление «Управление бизнес-процессами»; направление «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в экономике».

Названия направлений на факультетах нано- и биомедицинских технологий, факультете нелинейных процессов и физическом факультете хоть напрямую не содержат в названии слова информатика и программирование, но там есть такие направления и профили, как: «Информационные системы и технологии», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Компьютерные технологии в медицинской физике», «Компьютерная физика», Информационные технологии и компьютерное моделирование в радиофизике», «Компьютерное моделирование и проектирование электронных сред», «Инфокоммуникационные технологии в системах радиосвязи», «Магнитоэлектроника в системах защиты информации». Очевидно, обучение на данных направлениях потребует компьютерную обработку сигналов и моделирование процессов и явлений. Кроме того, знания информационных технологий и программирования необходимы студентам, обучающимся по таким направлениям и профилям как: направление «Электроника и наноэлектроника», профили: «Физика и технология твердотельных электронных микро- и наноструктур», «Микро- и наноэлектроника, диагностика нано- и биомедицинских систем»; направление «Материаловедение и технологии материалов», профиль «Нанотехнологии, диагностика и синтез современных материалов»; направление «Биотехнические системы и технологии», профиль «Методы и устройства обработки биосигналов»; направление «Управление качеством», профиль «Системы менеджмента качества инновационных организаций»; направление «Инноватика», профиль «Управление инновациями в наукоёмких технологиях». Можно перечислять направления подготовки института химии и факультетов биологии, географии и геологии и других.

На всех факультетах университета есть курсы по информатике и информационным технологиям и, если при поступлении в вуз нет вступительного испытания по информатике, с какими базовыми знаниями придет выпускник школы на первый курс?

Нами проведен опрос первокурсников на двух больших факультетах СГУ. Результаты опроса показали следующий результат. Было опрошено девяносто один первокурсник механико-математического факультета и семьдесят шесть первокурсников факультета нано- и биомедицинских технологий. Из 167 опрошенных 31% не изучали программирования вообще. Из изучавших программирование до обработки одномерных массивов дошло лишь 48%.

В Федеральном образовательном стандарте среднего общего образования (10, 11 класс) дисциплины математика и информатика объединены в одну предметную область, изучение которой должно обеспечить сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления; сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете [1]. Приведем еще две фразы из ФГОС. Требования к результатам освоения базового курса информатики должны отражать: «….владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса)…». Если ФГОС так тесно связывает математику с информатикой, с чем мы, безусловно, согласны, а математика является обязательной для сдачи ЕГЭ, а без информатики и информационных технологий невозможно успешное развитие экономики, промышленности, производства, может быть, стоит предложить ввести информатику в обязательные дисциплины для сдачи ЕГЭ? Может быть, не стоит бояться того, что выпускники будут сдавать ЕГЭ, или просто экзамены по шести-семи дисциплинам, и тогда выпускник средней школы будет иметь базовые знания по всем дисциплинам, как это было до введения ЕГЭ, а не только по трем, которые ему необходимы для поступления в вуз?

Список использованных источников
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (Опубликовано: 15 июня 2012 года)
Ключевые слова  Единый государственный экзамен по информатике Преподавание информатики в вузах

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.