Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Подготовка обучающихся к ОГЭ по информатике

Автор: Жесткова Алена Владимировна, Почетная грамота Министерства образования Саратовской обасти
МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области
Методика подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике
Экзамен – это единственная возможность что-то узнать, предоставляемая на несколько дней. Жорж Элгози (французский менеджер, театральный критик)

Моя педагогическая деятельность в качестве учителя информатики началась в 2000 году, на протяжении всего этого времени, обучающиеся сдавали экзамен по информатике. Экзамен по информатике – это экзамен по выбору, и каждый год находились обучающиеся, выбирающие для сдачи данный предмет.

На протяжении этого времени менялась форма сдачи экзамена, как по информатике, так и по другим дисциплинам. В 2008-2009 учебном году на основании приказа начальника отдела образования администрации ЗАТО Светлый № 146 от 28 августа 2008 года «Об организации в 2008-2009 учебном году опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях ЗАТО Светлый» было проведено апробирование организации государственной  (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в независимой форме.

Основной государственный экзамен (ОГЭ)– это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.

Так как экзамен проводился в режиме апробации, то возникли сложности с материалами для подготовки к экзамену - кроме демоверсии, расположенной на сайте ФИПИ [1], материала не было. ЕГЭ по информатике обучающиеся в моих классах сдавали с 2007 года и небольшой объем материала для подготовки накопился. Мне пришлось имеющийся  материал ЕГЭ 11 класса адаптировать для 9-го класса. Часть заданий ЕГЭ совпадала с заданиями ГИА 9-го класса (в то время в ЕГЭ была большая тестовая часть), некоторые задания  приходилось упрощать и «подгонять» под формулировки демоверсии, создавая тренировочную базу.

В 2010-2011 учебном году, количество обучающихся сдающих экзамен информатика по выбору резко возросло - до 28 человек из 60 девятиклассников. Обучающиеся были разного уровня подготовки и мотивации к обучению.  Некоторым обучающимся, необходимо было только перейти порог, чтобы получить аттестат и продолжить обучение вне школы, наряду с ними были высокомотивированные обучающиеся желающие продолжить обучение в профильном 10 классе.

Мне пришлось разделить обучающихся для посещения консультаций на две группы и проводить занятия дифференцировано, готовить разный объем и уровень заданий. В этом году вышел первый сборник для подготовки к ГИА по информатике, стал появляться материал для подготовки  к экзамену в сети Интернет. На одном из сайтов я нашла диагностические работы на 4 варианта, работа содержала не полный объем, а 8 наиболее простых заданий из 1 и 2 части (т.е. для работы с учениками, которым необходимо научиться решать задания, чтобы перейти порог - 6 заданий). По принципу этих работ я составила еще 4 варианта диагностических работ и систематически предлагала обучающимся выполнять эти задания.

Также, с этого учебного года я начала подготовку к экзамену опережая некоторые темы программы, рассказывала их на  консультации, проводила тренинг. Необходимо отметить, что информатика у данного потока обучающихся была только в 8-м и 9-м классе.

Постепенно начинает накапливаться материал для подготовки к экзамену. Обучающиеся регулярно принимают участие в диагностическом мониторинге состояния подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 класса по информатике в системе Статград[2]. На основе анализа полученных результатов провожу дополнительную работу по темам, вызывающим наибольшее затруднение у обучающихся.

Одна из основных проблем, как и при изучении других предметов математического цикла, это вычислительные навыки. На экзамене по информатике при выполнении заданий части 1 нельзя пользоваться вычислительными средствами. Поэтому в ходе подготовки к экзамену систематически обращаю внимание на приемы вычисления значений выражений. В информатике очень часто используются при вычислении арифметических выражений  свойства степени с основанием 2. В информатике, таблицу степеней 2 необходимо четко знать, как таблицу умножения в математике. Часто применяются свойства степени с одинаковым показателем при умножении, делении, возведении в степень, разложение числа на множители. При рациональном подходе, все вычисления выполняются устно, тем самым экономится время выполнения заданий 1 части и, что немаловажно, снижается   вероятность вычислительных ошибок при умножении и делении столбиком.

При подготовке к экзамену предлагаю обучающимся различные способы решения экзаменационных задач. Например, при решении задания № 14 (записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя), знакомлю с обучающихся с тремя способами решения задачи.

Пример задачи № 14 из ОГЭ[3].

У ис­пол­ни­те­ля Квад­ра­тор две команды, ко­то­рым при­сво­е­ны номера:

 1. возведи в квадрат

2. прибавь 2

            Первая из них воз­во­дит число на экра­не во вто­рую степень, вторая — прибавляет к числу 2. Со­ставь­те ал­го­ритм по­лу­че­ния из числа 1 числа 85, со­дер­жа­щий не более 5 команд. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко но­ме­ра команд. (Например, 21221 — это алгоритм: при­бавь 2, воз­ве­ди в квадрат, при­бавь 2, прибавь 2, воз­ве­ди в квадрат, ко­то­рый пре­об­ра­зу­ет число 1 в 169.) Если таких ал­го­рит­мов более одного, то за­пи­ши­те любой из них.

 

1 способ – прямое решение, мы его называем - «решение в лоб».

Методом подбора устанавливаем необходимую последовательность действий:

1) 1+2=3 (2)

2) 32=9(1)

3) 92=81(1)

4) 81+2=83 (2)

5) 83+2=85 (2)

Ответ: 21122 (не забываем, что команд должно быть не более 5!)

 

2 способ – замена действий на противоположные, мы его называем - «от обратного».

1. возведи в квадрат (извлеки квадратный корень)

2. прибавь 2 (вычти 2)

Вопрос также меняется на «обратный» из 85получить 1.

1) 85-2=83 (2)

2) 83-2=81 (2)

3) =  9  (1)

4) (1)

5) 3-2=   1  (2)

Ответ: 21122 (необходимо не забыть, записать действия в обратном порядке!)

 

3 способ – с использованием графа (дерева решений).

                                                                                 

 

С введением ФГОС решение расчетных задач из ОГЭ начинается с 7-го класса (включено в программу), поэтому, при изучении  и повторении, я каждый раз обращаю внимание на вычислительные приемы (в учебнике все умножается и делится «напрямую», без «удобных» способов).

При изучении базового курса «Информатика и ИКТ 8-9 класс» использовался учебник  Семакина И.Г. 8-9 класс (при изучении пропедефтического курса информатики 5-7 класс использовался учебник Босовой Л.Л., далее линия учебников не была рекомендована). Учебник под редакцией Семакина И.Г. для 8-9 классов, находясь в перечне рекомендованных для обучения, не содержал в себе примеров решения задач ни по одной из тем, входящих в экзамен. Вся ответственность при подготовке к экзамену полностью ложилась на плечи учителя. Если обучающийся пропустил тему или не понял как решать задание – не было возможности открыть учебник и рассмотреть решение типичной задачи.

С введением ФГОС в учебниках по информатике под редакцией Босовой Л.Л. , Босова А.Ю. появились примеры решения всех заданий из ОГЭ (в данное время вся линейка учебников 5-9 класс рекомендована). Например, рассмотренное нами решение задания 14 из ОГЭ рассматривается в теме «Алгоритмы и исполнители» в 8 классе[4].

В 2015-2016 учебном году количество обучающихся сдающих информатику составило 94% от общего количества обучающихся, мне пришлось пересмотреть и переработать все контрольные работы по предмету за 9 класс, максимально включив в них задания из ОГЭ.  При составлении контрольных работ в 7 и 8 классе, также систематически включаю задания из ОГЭ.

Также на протяжении всего времени, я уделяю большое внимание тренингу по отдельным темам и вариантам. У меня накопилась большая база материалов по подготовке к экзамену. Для учета решенных вариантов обучающимися я стала вести таблицы, а для записи ответов сделала таблицы ответов. Это значительно упрощает и ускоряет проверку решенных вариантов, а обучающиеся тренируются в правильной записи ответов в бланках. Также при проведении тренировочных работ, обучающиеся многократно работают с образцами бланков ответов. При анализе учетных таблиц можно пронаблюдать динамику результатов при выполнении работы.

Обучающиеся, прошедшие курс информатики по ФГОС по учебникам Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю. с 5 по 9 класс успешно сдали экзамены в 2016-2017 учебном году (из 30 сдававших подтвердили оценки - 77%, сдали на 85 % и более – 12 человек, 2 обучающихся выполнили работу на 100 %). 

Список использованных источников
  1. 1. Федеральный институт педагогических измерений: http://www.fipi.ru/
  2. 2. СтатГрад, 2006 — 2017 МЦНМО: http://statgrad.org
  3. 3. Гущин, Д. Д., «РЕШУ ЕГЭ» [Образовательный портал]/ Д. Д. Гущин. — 2011— 2017. — Режим доступа: https://inf-ege.sdamgia.ru, свободный.
  4. 4. Информатика: учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 160 с. : ил.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Методика подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.