Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ IT-НАПРАВЛЕНИЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы: Кудрина Елена Вячеславовна, Федорова Антонина Гавриловна, Кандидат физико-математических наук, Доцент, Почетный работник высшего профессионального образования, лауреат премии Президента в области образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

С целью удовлетворения потребностей региона в высококвалифицированных IT-специалистах на базе факультета компьютерных наук и информационных технологий (КНиИТ) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (СГУ) реализуются следующие магистерские программы:  01.04.02 Прикладная математика и информатика, профиль «Технологии программирования» (ПМИ); 09.04.01 Информатика и вычислительная техника, профиль «Сети ЭВМ  и телекоммуникации» (ИВТ); 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Информатика в образовании» (ПО) [1].

Согласно требованиям основной образовательной программы (ООП) магистратуры по направлению ПМИ выпускник должен быть готов осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская, проектная и производственно-технологическая, педагогическая [2]. В рамках педагогической деятельности выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями [3]:

- способность к преподаванию математических дисциплин и информатики в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (ПК-9);

-   способность разрабатывать учебно-методические комплексы для электронного обучения (ПК-10).

С целью формирования готовности магистрантов ПМИ к осуществлению педагогической деятельности в ООП включена учебная дисциплина «Методика преподавания компьютерных наук» (МПКН), которая относится к  базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)». Изучение данной дисциплины запланировано во 2 семестре в объеме 4 зачетные единицы.  Рассмотрим тематические разделы дисциплины и их содержание:

IT-образование. Образование, образовательное пространство, образовательная система, образовательная среда. Специфика  IT-образования: цели, содержание, структура, непрерывное образования, единство образования и самообразования, дистанционное образование. Мировые тенденции развития IT-образования.

Основные документы, регламентирующие педагогический процесс и деятельность преподавателей вузов. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры. Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). Корпоративные и профессиональные стандарты в области подготовки IT-специалистов. Устав вуза. Положения о структурных подразделениях вуза. Положения, регламентирующие учебный процесс в вузе. Рабочие учебные планы и рабочие программы дисциплин. Тематические планы и учебно-методические комплексы.

Педагогики высшей школы.Предмет, задачи и методология педагогики высшей школы. Структура, особенности и закономерности педагогического процесса в вузе. Специфика педагогического процесса в условиях дистанционного обучения. Педагогический процесс как форма IT-образования. Включение бизнес-структур в педагогический процесс при подготовке IT-специалистов.

Дидактика высшей школы. Система принципов обучения в высшей школе. Теории, концепции и технологии обучения в высшей школе. Инновационные технологии обучения. Специфика обучения компьютерным наукам студентов-естественников и студентов-гуманитариев, возрастные особенности обучающихся, особенности обучения одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами развития и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Методическая система обучения студентов в вузе. Структура методической системы обучения студентов в вузе. Методы обучения в высшей школе. Виды учебных занятий в вузе. Средства обучения, специфика средств обучения компьютерным наукам. Роль лекции в учебном процессе вуза, методика работы над лекцией и методика чтения лекции. Семинар как форма организации учебного процесса, виды семинаров, методика подготовки к семинару и методика проведения семинара. Практические занятия, виды практических занятий, планирование практического занятия и методика его проведения.  Организация и методика руководства самостоятельной работой. Контроль учебного процесса в вузе. Моделирование методической системы обучения  компьютерным наукам студентов-естественников/ студентов-гуманитариев. 

 Частные методики и учебно-методические комплексы.  Содержание, структура и разработка частных методик вузовских учебных дисциплин. Рекомендации по формированию учебно-методических комплексов (УМК) учебных дисциплин. Разработка частных методик и УМК для дисциплин компьютерного цикла в соответствии с  требованиями ФГОС ВО. Разработка частных методик и УМК для реализации дополнительных образовательных услуг в рамках подготовки IT-специалистов. Разработка частных методик и УМК по компьютерным наукам при работе с одаренными студентами и студентами с ограниченными возможностями здоровья.

По дисциплине МПКН предусмотрены практические занятия и самостоятельная работа, которые логически, содержательно и методологически взаимосвязаны с лекционными занятиями. В ходе практических занятий и самостоятельной работы студенты разрабатываю электронные образовательные курсы по тематике, связанной с компьютерными науками, и размещают их на портале http://start.sgu.ru, реализованном на платформе LMS Moodle. Зачастую тематика электронного курса взаимосвязана с тематикой предстоящей педагогической практики и/или научно-исследовательской работой (НИР).

С целью закрепления знаний, умений и навыков, полученных в рамках дисциплины МПКН, в учебном плане ПМИ предусмотрена производственная «Педагогическая практика».

Педагогическая практика проводится в середине 2 семестра в объеме  6 зачетных единиц  на базе кафедр, отвечающих за подготовку данного направления (кафедра «Информатика и программирование», кафедра «Математическая кибернетика и компьютерные науки», кафедра «Математическое обеспечение вычислительных комплексов и информационных систем на базе ООО «Эпам Системз» в г.Саратов») или в одном из образовательных учреждений г. Саратова. Педагогическая практика студентов очень насыщена. Так студенты:

-  изучают локальные нормативные акты образовательного учреждения, на базе которого проходят педагогическую практику;

- знакомятся с методическими разработками сотрудников образовательного учреждения по тематике педагогической практики;

- посещают различные занятия по компьютерным наукам ведущих преподавателей СГУ (или  учителей школ, колледжей и техникумов);

- разрабатывают и самостоятельно проводят различные занятия по компьютерным наукам, используя современные образовательные технологии и передовые знания в области компьютерных наук;

-  принимают участие в организации и проведении внеучебных/ внеклассных мероприятий (день открытых дверей факультета КНиИТ, образовательные квесты для учащихся Физико-технического лицей №1 и Лицея математики и информатики).

Магистранты по направлению ПМИ в течение всего периода обучения принимают участие в НИР по теме «Исследование и разработка моделей и методов сложных объектов и программных комплексов». В 2017 году состоялся первый выпуск магистрантов по направлению ПМИ, при этом были защищены две выпускные квалификационные работы (ВКР), основанные на НИР  педагогической направленности. Следует отметить, что обе ВКР получили оценку «отлично».

В своей работе «Роль олимпиадного движения в подготовке программистов» И.В. Лось рассмотрел: актуальность и значимость подготовки программистов для мировой экономики; роль командных и индивидуальных соревнований по программированию в подготовке будущих it-специалистов; методы и алгоритмы для решения олимпиадных задач по теории графов. Основываясь на анализе задач всероссийских и международных олимпиад по программированию, И.В. Лось разработал учебный курс «Теория графов для подготовки к олимпиадам». Курс состоит из 6 разделов («Введение в теорию графов», «Обход в глубину», «Деревья», «Мосты и точки сочленения» «Эйлеровы графы», «Кратчайшие пути на графах»), размещен на портале «Обучение информатики и программированию» (http://school.sgu.ru). Данный курс используется сотрудниками кафедры «Информатика и программирование» для дистанционной поддержки учебной дисциплины «Теория графов», которая ведется практически на всех направлениях факультета КНиИТ.

Работа К.И. Макаровой «Нейронные сети и возможность их использования для реализации адаптивного тестирования» является мульдисциплинарной – на стыке математики, информатики и педагогики. В данной работе рассмотрены: математический аппарат теории нейронных сетей, в контексте реализации адаптивного тестирования; современные инструментальные средства, предназначенные для реализации нейронных сетей на языке С#. К.И. Макаровой была разработана модель и с помощью нейропакета FANN C# реализована в виде одностраничного web-приложения, позволяющего реализовать адаптивное тестирование по теме «Элементы математической логики». Данное приложение послужило основой для дальнейших исследований в области практического применения нейронных сетей для бакалавра по направлению 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (МОАИС).

В заключение следует отметить, что на факультете КНиИТ созданы все необходимые условия для формирования готовности магистрантов IT-направлений к осуществлению педагогической деятельности. Приятно отметить, что выпускники магистратуры применяют навыки педагогической деятельности на практике. Так выпускник 2017 года Ионкин М.С., уже как представитель организации-партнера ООО «Эпам Систэмз» в г.Саратов, в рамках трудового договора привлекается к проведению занятий по дисциплине «Java-программирование» для направления МОАИС. Макарова К.И., как представитель той же организации-партнера, выступает в качестве консультанта студентов направления МОАИС при проведении исследований по практическому применению нейронных сетей. 

Список использованных источников
  1. Андрейченко, Д.К. Особенности подготовки магистров IT-направлений в Саратовском национальном исследовательском государственном университете / Д.К. Андрейченко, Е.В. Кудрина, Л.Б. Тяпаев, А.С. Фалькович, А.Г. Федорова// Инновационные технологии в промышленности: образование, наука и производство. Сб. мат. Всеросс. науч.-практ. конф. Т.2. Стерлитамак, 2016. С. 277-279.
  2. ООП 01.02.04 «Прикладная математика и информатика» (профиль «Технологии программирования» [Электронный ресурс]// Портал СГУ. – URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/education/op/oop_7.pdf (дата обращения: 10.01.2017)
  3. ФГОС ВО 01.04.02 «Прикладная математика и информатика» [Электронный ресурс] // Координационный совет УМО и МНС ВО: портал ФГОС ВО. – URL: http://fgosvo.uploadfiles/fgosvom/010402.pdf (дата обращения: 10.10.2017).
Ключевые слова  педагогическая деятельность, компьютерные науки

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.