Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Практика преподавания дисциплины "Информатика и ИКТ в инклюзивном образовании" в СГУ

ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

Реализация инклюзивной практики в общеобразовательной школе – одна из насущных педагогических проблем. Ключевым вопросом в решении данной проблемы становится подготовка будущих педагогов к организации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения. Важно подчеркнуть, что эффективное инклюзивное обучение осуществимо лишь тогда, когда учитель знает психолого-педагогические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, умеет применять эти знания на практике, и нацелен на успех в реализации инклюзии.

На факультете компьютерных наук и информационных технологий СГУ имени Н.Г. Чернышевского разработана и реализуется рабочая программа дисциплины «Информатика и ИКТ в инклюзивном образовании» для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Информатика». Основной целью дисциплины является освоение студентами основ применения ИКТ в профессиональной деятельности педагога при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Содержание дисциплины определяют следующие тематические разделы:

1. Инклюзивное образование: истоки и перспективы развития.

1.1. История обучения детей с отклоняющимся развитием и поведением. Понятие инвалидности. Отношение общества к инвалидам. Медицинская и социальная модели инвалидности.

1.2. Модели обучения детей с ОВЗ: сегрегация, интеграция, инклюзия.

1.3. Предпосылки возникновения инклюзии. Понятие инклюзии. Обоснование необходимости инклюзии.

1.4. Правовые аспекты инклюзии.

2. Психолого-педагогические особенности обучения детей с ОВЗ.

2.1. Барьеры в обучении детей различных нозологических групп. Особые образовательные потребности и компенсаторные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.2. Психолого-педагогические основы адаптации способов подачи учебного материала с ориентацией на особые образовательные потребности ученика. Дидактические стратегииподдержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.3. Индивидуальные образовательные программы в инклюзивном обучении.

3. Дидактические возможности ИКТ в инклюзивном образовании.

3.1. ИКТ в обучении детей с нарушениями слуха и речи. Адаптация компьютера к особым потребностям детей с нарушениями слуха и речи. Программные средства для освоения языка жестов. Синтезаторы речи. Сурдологопедические тренажёры. Программы для корректировки заикания. [3]

3.2. ИКТ в обучении детей с нарушениями зрения. Адаптация компьютера к особым потребностям детей с нарушениями зрения. Программы чтения с экрана. Электронные книги. Увеличители и усилители изображения. Тактильные устройства ввода/вывода. Тифлокомпьютеры. Программы экранного доступа. Синтезаторы речи.

3.3. ИКТ в обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Адаптация компьютера к особым потребностям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Альтернативный ввод данных. Распознавание речи и голосовое управление.

4. Обучающие программы и дидактические компьютерные игры в инклюзивном образовании.

4.1. Flash-игры.

4.2. Сборники обучающих программ.

5. Дистанционные образовательные технологии в инклюзивном обучении.

5.1. Основные принципы организации инклюзивного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

5.2. Дистанционные образовательные технологии в обучении детей различных нозологических групп.

Изучение материала каждого из перечисленных тематических разделов осуществляется в рамках лекционных и практических занятий. На лекциях студенты знакомятся с теоретическим материалом. Практические занятия предполагают выполнение студентами индивидуальных или групповых заданий.

Рассмотрим варианты подобных заданий.

При изучении раздела «Инклюзивное образование: истоки и перспективы развития» студенты обсуждают проблемные ситуации:

  • «В дискуссии об инвалидности в классе некоторые дети смущаются, а другие допускают резкие высказывания и нападки. Как следует поступить учителю в одном и в другом случаях»?
  • «Согласны ли Вы с утверждением, которое возникло в ходе дискуссии - инвалидов надо жалеть, проявлять к ним сочувствие и тогда их жизнь наладится. Обоснуйте свою точку зрения».

В качестве самостоятельной работы предлагается написание эссе на одну из следующих тем:

  • «Образы и отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в мифах, библии, фольклоре, литературе и художественных фильмах. Эволюция взглядов».
  • «Мифы об инклюзии и инклюзивных школах на основе интервью».
  • «Известные люди с ограниченными возможностями здоровья, добившиеся успеха».

Изучение раздела «Психолого-педагогические особенности обучения детей с ОВЗ» сопровождается заданиями для самостоятельной работы:

  •  «Составьте список существующих барьеров для лиц с особыми образовательными потребностями и способы их устранения».
  • «Оцените дидактические стратегии поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, составив карточку эффективных образовательных стратегий [2]. Приведите аргументы использования/неиспользования той или иной стратегии».
  • «Проанализируйте контент сайтов общеобразовательных школ Саратова и Саратовской области на предмет наличия информации о реализуемой инклюзивной практике. Обобщите результаты исследования в виде таблицы».

Раздел «Дидактические возможности ИКТ в инклюзивном образовании» включает следующие задания:

  • «Напишите рецензию на один из специальных программных продуктов [4], предназначенных для компенсации отсутствующих функций у детей с одной из нозологий (на выбор)».
  • «Подготовьте и покажите фрагмент урока информатики с применением специального средства ИКТ для обучения детей с одной из нозологий (на выбор)».
  • «Систематизируйте рекомендации по выбору тех или иных ИКТ для обучения детей различных нозологических групп в виде таблицы» [1].

При изучении раздела «Обучающие программы и дидактические компьютерные игры в инклюзивном образовании» студенты выполняют такие задания:

  • «Определите место каждой рассмотренной на занятии обучающей программы/дидактической игры в организации инклюзивного обучения в школе. Классифицируйте рассмотренные образовательные ресурсы по назначению и целевой аудитории, для которой они предназначены, и представьте результаты классификации в виде таблицы».
  • «Подготовьте конспект урока информатики с применением обучающей программы/дидактической игры в инклюзивном обучении. Покажите фрагмент урока в своей учебной группе».

Раздел «Дистанционные образовательные технологии в инклюзивном обучении» завершается разработкой студентами дистанционного курса по информатике в качестве поддержки инклюзивного обучения.

По окончанию изучения дисциплины «Информатика и ИКТ в инклюзивном образовании» студенты сдают экзамен.

Разработанная и внедрённая в учебный процесс СГУ рабочая программа дисциплины «Информатика и ИКТ в инклюзивном образовании» позволяет осуществлять подготовку будущих учителей информатики к организации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения.

 

Список использованных источников
  1. Гаврилова Е.А., Александрова Н.А. Инклюзивное обучение студентов средствами ИКТ // Компьютерные науки и информационные технологии: Материалы Международной научной конференции. – Саратов. : Издат. Центр «Наука», 2016. – С. 126-128.
  2. Инклюзивное образование : Методическое пособие для непрерывного обучения дидактических кадров, работающих в области инклюзивного образования детей / под ред. А. Ефтоди, А. Балан. – Кишинев : Б. и., 2016.- С. 35.
  3. Сенкевич Г.Е. Компьютер для людей с ограниченными возможностями.– СПб. : БХВ-Петербург, 2014. – 320 с.: ил.
  4. Храмова М.В. Рабочая программа дисциплины «Информатика и ИКТ в инклюзивном образовании» [электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.sgu.ru/sites/default/files/education/programs/2017/02/b1.v.dv_.4.1_informatika_i_informacionno-kommunikacionnye_tehnologii_v_inklyuzivnom_obrazovanii.pdf
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Педагогические науки

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.