Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

 

Лукашова Мария Александровна

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

 

О возможности использования компьютерных игр в образовании спорят давно и много. Некоторые считают, что компьютерные игры отрицательно влияют на детей, так как они уводят от реальности, вредны для зрения, во многих играх присутствует насилие и жестокость. Другие же рассматривают игру как инструмент в обучении, способствующий повышению мотивации и заинтересованности в обучении тому или иному предмету [1]

Для педагогических целей могут использоваться игры совершенно различных жанров. Так, например, Джеремийя МакКолл на уроках истории Древнего мира применил стратегическую игру Civilization IV, а преподаватель биологии Дэн Блум использовал  в старших классах игру-песочницу Minecraft. Педагоги отметили, что играя, ребята увлечённо обсуждали, что и зачем делают, а в споре уверенно оперировали необходимыми понятиями предметной области [2].

А как обстоят дела с географией? Нужны ли компьютерные игры в обучении географии?

Как показывает, проводимый в России Всероссийский географический диктант, знания по географии нужно улучшать. Так вдиктанте 2016 года приняло участие более 187 тысяч человек. Подведение итогов диктанта показало, что средний балл равен 52. При этом лучший результат продемонстрировали участники в возрасте от 54 лет и старше. Это те, кто изучал географию в школе в 60–70-х годах прошлого века. Наиболее низкий балл получила возрастная группа от 11 до 18 лет. Это те, кто изучал географию в 2005–2015-х годах, когда в российских школах количество часов на изучение географии было значительно сокращено [3].

Проблему качества знаний в области географии одним увеличением часов на соответствующую школьную дисциплину не решить. Нужны дополнительные средства мотивации  школьников для изучения географии. В этом могут помочь компьютерные игры.

В данной статье мы рассмотрим наиболее популярные компьютерные игры с географическим уклоном [4].

Google Earth.Эта компьютерная игра отправляет пользователей в виртуальный тур по планете и за её пределы. Приключение ощущается по-настоящему, так как технологии Google позволяют исследовать исторические объекты, жизнь мегаполисов, ландшафты различных климатических поясов, побывать в джунглях, на дне океана и в открытом космосе. 

Earthviewer.С помощью этой компьютерной игры можно узнать, как выглядела наша планета миллиарды лет назад. Это –настоящая машина времени, которая покажет, как менялся климат и ландшафт, продемонстрирует процесс зарождения и развития современных городов. При этом каждый объект на карте содержит историческую и геологическую справку.

NationalGeographicWorldAtlas.Этот атлас мира – подробное, интерактивное пособие, способное полностью заменить бумажную карту и указку. Карты атласа выполнены в высоком разрешении, снабжены указанием широты и долготы, полностью масштабируемы. Можно посмотреть и на изображение любого объекта карты со спутника. Каждая страна сопровождается детальной справкой: о населении, истории, экономике, климате.

Geography learning game.Игра-викторина на знание самого широкого спектра географических объектов: рек, гор, озёр, морей, островов, заливов и многого другого. Помимо физической карты мира рассматривается и политическая – страны, их флаги и столицы.

Многие из рассмотренных выше игр либо англоязычные, либо платные, что затрудняет их использование в учебном процессе. В этой связи нами была разработана компьютерная игра «ГЛОБУС», которая направлена на формирование у школьников умений находить страны на политической карте мира. Рассмотрим данную игру более подробно.

Игра «Глобус» разработана на языке C# для операционной системы  Windows[5]. Для запуска данной игры необходимо наличие на компьютере платформы .Netверсии не менее 4.5.2. Положительной чертой является малый вес игры – она занимает всего 19 Мб. Кроме этого, она не требует установки, а её интерфейс реализован полностью на русском языке.

При запуске игры открывается политическая карта мира (см. рис. 1).

Рис. 1. Скриншот главного экрана

При прохождении игры можно выбрать один из трёх уровней. Первый – самый лёгкий, на нём предстоит найти на карте континенты. На втором – страны со всего мира. На третьем уровне необходимо найти страны отдельно выбранного континента.

В местах с высокой плотностью стран есть возможность увеличения изображения. Это позволяет устранить возможную ошибку из-за погрешности масштаба.

При возникновении трудностей, можно нажать кнопку «не знаю». При этом программа покажет правильную страну/континент и позволит продолжить игру дальше. Стоит отметить, что использование кнопки «не знаю» не прибавляет баллов к результату игрока.

В игру «ГЛОБУС» встроена система рейтинга пользователей. В рейтинге можно увидеть лучший результат каждого игрока на каждом уровня отдельно. Это позволяет реализовать элементы конкуренции и соревновательности среди школьников.

В заключение следует отметить, что игру «ГЛОБУС» можно с успехом применяться для повышения мотивации школьников к изучению географии как уроках на географии, так во время очных и дистанционных внеклассных мероприятий [6]. Данная игра будет полезной и для взрослых при подготовке к следующему Всероссийскому диктанту, который пройдет 26 ноября 2017 год на очных площадках по всей России и в интернете на сайте Русского географического общества.

Список использованных источников
  1. Егорова И.С. Компьютерные игры в обучении// Вестник науки и творчества. – 2016. – № 9(9). – С. 17-22.
  2. Как превратить компьютерные игры в урок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newtonew.com/school/videogames-as-school-lessons – Дата обращения: 03.10.17.
  3. Всероссийский географический диктант 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rgo.ru/ru/article/vserossiyskiy-geograficheskiy-diktant-2016-itogi – Дата обращения: 03.10.17.
  4. 9 сервисов для весёлой географии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newtonew.com/web/9-servisov-dlja-veseloj-geografii – Дата обращения: 03.10.17.
  5. Огнева М.В. Программирование в среде Visual Studio .Net: разработка приложений на языке C#/ М.В. Огнева, Е.В. Кудрина. – Саратов: Издательство «КУБиК», 2010. – 545 с.
  6. Кудрина Е.В. Опыт организации дистанционной внеклассной работы со школьниками/ Е.В. Кудрина, Е.Е. Лапшева, М.В. Огнева// Информационные технологии для Новой школы: мат-лы конф. СПб.: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2010. – С. 269-272.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.