Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование электронных форм учебников на уроках

1 МАОУ "Гимназия №3" Фрунзенского района г.Саратова, 2 Муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Журавлевка

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование электронных образовательных ресурсов в образовательных дисциплинах.

Одним из вариантов реализации выше изложенного может стать электронный учебник, так как именно он призван адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым обучающимся.

Электронный учебник – компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.[1]

Электронная форма учебника – принципиально новая форма. Она является эффективным инструментом обучения, который помогает учителям сделать уроки яркими и интересными, а также оперативно получать результаты работы каждого обучающегося и выставлять отметку как в бумажный, так и в электронный журналы.

Мы считаем, что достоинствами этих учебников являются: их мобильность, доступность связи с развитием компьютерных сетей, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование.[3]

В своей практике на уроках мы используем электронные формы учебников издательства «Просвещение».

Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (15-20 минут работы за компьютером), что соответствует требованиям санитарных норм.

Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики садятся у компьютера и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.

Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На уроках информатики новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 минут под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.

В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17 минут). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно-следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально.

Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся по 3 человека. В заключение урока учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая ее со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке.

Электронный учебник используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решенных задач дает обучающемуся представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, обучающийся в какой-то мере может управлять процессом учения.

Учитель, в свою очередь на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяю учителю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности.

Электронная форма учебника позволяет учителю разнообразить виды деятельности обучающихся на уроке, активно использовать системно-деятельностный подход, развивать в ребенке желание быть исследователем. Электронный учебник просто интересен для учеников.

Подводя итоги, можно сказать, что электронный учебник необходим для самостоятельной работы обучающихся: во-первых, он облегчает понимание изучаемого материала за счет интересных способов его подачи; во-вторых, допускает адаптацию в соответствии с потребностями обучающегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; в-третьих, предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы; в-четвертых, выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.[2]

Такая форма учебника полезна на практических занятиях, потому что позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач.

Электронные учебники не только способствуют обучению учащихся, что само по себе значимо, но и открывают перед ними возможности использования информационных технологий. Использование электронных учебников на уроках показывает, что уровень знаний у обучающихся повышается, возрастает интерес к изучаемому предмету.[4]

Список использованных источников
  1. Тыщенко О.Б., Новое средство компьютерного обучения – электронный учебник/О.Б. Тыщенко//Компьютеры в учебном процессе.- 2008.- №10.- с. 89-92.
  2. Зверева А. Зачем нужны электронные учебники [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wiki.omgpu.ru/index.php/Зачем_нужны_электронные_учебники
  3. Свирская Е.В. Использование электронных учебников на уроках [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/07/01/ispolzovanie-elektronnykh-uchebnikov-na-urokakh
  4. Тихонова А. В. Проблемы использования электронных учебников в процессе преподавания информатики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/526256/
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.