Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ В ШКОЛЕ

Авторы: Артемова Елена Владимировна 1, Захарова Ольга Геннадьевна 2, Клопкова Юлия Николаевна 2, Иванова Екатерина Вячеславовна 2
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска Саратовской области, 2 Муниципальное общеобразовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска Саратовской области"
Аннотация: авторы статьи рассматривают важный вопрос формирования метапредметных навыков у учащихся во внеурочной деятельности через организацию проектной деятельности, в частности через реализацию творческого проекта «Электронная газета», который позволяет учащимся проявить творческие и коммуникативные способности, учит работе с разными видами информации, помогает выбрать будущую профессию.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она позволяет учащимся выбрать область интересов, развить свои способности, найти себя в социуме.Внеурочная деятельность, как и деятельность школьников в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но, в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов.

Это и определяет специфику внеурочной деятельности, формирует ее цели и задачи, в соответствии с которыми, учащемуся предстоит не столько выучить что-то, сколько научиться мыслить, действовать, искать конструктивные решения, развивать творческий потенциал, брать на себя ответственность за принятые решения. Роль метода проектов во внеурочной деятельности огромна, так как он направлен на развитие познавательных навыков учащихся, развивает  умение самостоятельно конструировать знания, учит поиску необходимой информации и ее вычленению из огромного информационного потока, формирует критическое мышление. Метод проектов развивает у ребят умение ставить перед собой проблему, искать всевозможные пути и способы ее решения, а затем выбирать наиболее оптимальные с учетом возможных последствий разных вариантов решений, т.е. развивает умение генерировать идеи, прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.

Очень часто именно внеурочная деятельность определяет дальнейший жизненный путь ученика, раскрывает его способности и развивает интерес к учебе. В МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска» внеурочная деятельность реализуется через многочисленные кружки, клубы, объединения и общества. На внеурочных занятиях дети занимаются тем, что им нравится, и именно это способствует их «раскрытию».Бывает так, что на уроке совсем незаметный, плохо отвечающий ученик на кружке зажигает всех своими творческими идеями.И помогает в этом метод проектов. Ведь девизом любого проекта можно считать слова: «Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!» Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

         В целях развития творческого интереса и информационной культуры учащихся, проектно-творческих способностей, художественно-эстетического вкуса; выявления активных и творческих школьников, владеющих современными информационными технологиями, мы начали нашу деятельность по созданию проекта «Электронная газета». Первую электронную газету мы создали с учащимися 9-х классов в 2014 году.  Она была посвящена юбилею школы. Рубрики газеты были следующими: «Казачий класс», «Немного о директоре», «О школе» английская страничка).

Наш проект занял 3 место на Межрегиональном конкурсе «Мартыновские чтения». Дети настолько увлеклись этой идеей, что мы решили продолжить создание электронных газет.

Некоторые газеты, созданные учащимися под нашим руководством, были представлены на межмуниципальный метапредметный проект "Школьные годы чудесные!"

Вот некоторые из них.

Год

Класс

Ссылка

Место

2016

11

http://wiki.soiro.ru/images/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B099999.pdf

 

1

2015

10

http://wiki.soiro.ru/images/Gaseta10.pdf

 

1

2014

9

http://www.openclass.ru/sites/default/files/wiki_page/2017/10/_2014_pdf_10654.pdf

1

Несмотря на то, что современное образование направлено на внедрение новых технологий, виртуальных заданий и электронных книг, авторское творчество школьников бесценно. Именно поэтому мы, учителя, стремимся привлечь каждого учащегося к созданию таких продуктов творческой деятельности, в которых ребенок видит свою статью, рисунок, фотографию, таких, которые выражают его индивидуальность.

Школьная газета играет важную роль в создании межличностных отношений учащихся, является значимым средством  общения. Школьная газета – это одно из средств формирования гражданской позиции учащихся. Она воспитывает любовь к Родине и родному краю, уважение к его истории и культуре, формирует коммуникативные способности и развивает креативность школьников, приобщает к исследовательской деятельности. Нельзя переоценить образовательную функцию школьной газеты, ведь именно работа над ее созданием открывает перед учащимся двери в мир журналистики. Именно на страницах школьной газеты учащиеся впервые получают возможность представить широкому кругу сверстников свое литературное творчество, поделиться интересными открытиями, рассказать об интересных людях и событиях, произошедших в жизни класса, школы, города, поднять острые темы и призвать читателей к решению злободневных проблем. И таким образом внести свой небольшой вклад в историю школы.

Школьная газета становится своеобразным хобби для учащихся, средством формирования общественного мнения. Для детей, которые хотят себя выразить, проявить свои таланты, примерить на себя роль взрослого человека, школьная газета является своеобразным путеводителем в мир творчества, новых идей и задач. Газета воспитывает  и сплачивает коллектив, объединяет учащихся по интересам.

Школьная электронная газета – одно из средств повышения интереса к учебе, к таким учебным предметам как литература, русский язык, история, обществознание, мировая художественная культура, а так же информатика. Данный проект способствует развитию творческого потенциала учащихся, коммуникативных способностей, повышает статус учащихся в школьном коллективе.

 Во время создания газеты участники проекта делятся на рабочие группы, каждая из которых отвечает за свою область творчества. Корреспонденты собирают информацию, редакторы готовят материал к печати, верстальщики работают с разными компьютерными программами и непосредственно создают продукт.

Приступая к реализации данного проекта, ученики приобретают знания, умения и навыки работы с различными видами информации. Развивают умение рассуждать, анализировать события, брать интервью, искать необходимую информацию в печатных изданиях и в Интернете, обрабатывать графическую информацию, выделять главную мысль в тексте. В газете представляется материал, рассказывающий о событиях, происходящих в нашей стране, в нашем городе и регионе, а также в нашей школе.

Этапы реализации проекта:

1 этап– подготовительный. Выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач, сбор и изучение необходимой литературы, в том числе нормативных документов.

2 этап– создание команды по подготовки номера к выпуску. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

3 этап– определение стиля и дизайна газеты.

Участники проекта учитывают мнения и интересы читателей, на которых рассчитана данная газета и в связи с этим корректируют свою работу.

Подводя итог, хочется отметить, что создание электронной газеты способствует применению полученных знаний на практике, при этом реализуется метапредметный подход. Опыт, приобретенный во время работы над созданием электронной школьной газеты, помогает детям найти будущую профессию, самоопределиться. 

Список использованных источников
  1. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников. – Издательско-полиграфический центр КАРО, 2016. -128 с.
  2. Шекунова Л.В. Основные понятия метапредметного подхода. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/03/09/osnovnye-ponyatiya-metapredmetnogo-podkhoda
  3. . Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Ключевые слова: проект, метапредметные навыки, внеурочная деятельность.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.