Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

Автор: Королев Александр Леонидович, Кандидат технических наук, Доцент
Смена статуса
Использование ИКТ в образовании предоставляет новые возможности, но и порождает новые проблемы. Внедрение ИКТ требует больших затрат, следовательно, необходимо ожидать существенный эффект. Анализ применения ИКТ в образовании показывает большие возможности ИКТ, но и не малые проблемы, которые необходимо преодолевать путем разработки новых комплексных организационных и методических решений. Вопросы эффективности использования ИКТ обсуждаются в данной статье.

Во множестве публикаций и на разных уровнях внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) рассматривается как короткий путь к улучшению образования. Авторы таких призывов убеждены, что использование ИКТ быстрее даст результат, чем упорный труд над улучшением методики обучения и управления образованием. Так или иначе, но ИКТ внедряется в образовательные учреждения. В этом случае должны быть гарантии, что внедрение ИКТ будет эффективно.Ни у кого не вызывает сомнений то, что применение ИКТ дает новые возможности, которые были недоступны в обычных условиях для всех дисциплин. Однако, широкое применение ИКТ в образовании порождает новые, ранее неизвестные проблемы, которые могут существенно снизить эффект.

Информатизация образования требует серьезных затрат, помимо приобретения оборудования требуется переподготовка кадров, методические разработки и техническое обеспечение работы оборудования всего образовательного учреждения. Причем прогресс в области ИКТ таков, что через некоторое время появятся новые технологические, методические или технические решения, которые существенно эффективнее, чем используемые. История развития ИКТ дает множество подобных примеров.

Главный критерий эффективности внедрения ИКТ в образование – получениесущественного положительного эффекта. Например, ИКТ играют ключевую роль в расширении  доступности образования. Открытые школы – неоценимый ресурс для всех образовательных систем [2].ИКТ, в данном случае, предоставляют недоступные ранее возможности в виде дистанционного образования.

Вместе с тем существуют попытки заменить (исключить) «живого» учителя или преподавателя так называемым электронным образовательным ресурсом [8], что почти полностью исключает какие-либо межличностные отношения из образовательного процесса.Замечено, что во многих случаях главными агитаторами за внедрение ИКТ являются люди, которые в этом имеют коммерческий интерес, например, руководители фирм, производящих электронные образовательные продукты, журналисты, которые получили заказ на освещение темы «электронного образования» или чиновники, желающие уменьшить расходы на образование [1]. Достаточно проанализировать деятельность издателей, внедряющих «электронные учебники», которые по цене порой сопоставимы с бумажными изданиями, но их использование требует наличие планшета, доступа в интернет и ограничено по срокам использования. По всей видимости, еще требуется кропотливая системная работа с электронными учебниками, а только идей в этом вопросе есть великое множество [3, 6].

Сфера образования имеет свою специфику и многовековую историю. Роль учителя или преподавателя не сводится только к озвучиванию учебной информации, на занятиях происходит формирование знаний. Урок можно провести эмоционально или скучно и с применением ИКТ, и без них. Проводя занятия, именно учитель выбирает скорость и форму подачи учебного материала: что сказать, что показать, например, на слайде, и т.д., что повторить, а по выражению лиц учеников судит о понимании учебного материала.

По поводу внедрения ИКТ в образование существуют различные мнения. Суть их сводится к определенной переоценке роли ИКТ. Главная мысль отражается в словах профессора Сунгхо Квона (университет Ханянг, Корея): «ИКТ имеют большое значение, но гораздо большее значение имеют хорошие учителя и соответствующее преподавание» (Вторая международная конференция «Электронная школа-2013, Казань, 2013г).  

Одним из распространённых вариантов использования ИКТ является применение презентаций. Главное преимущество мультимедиа – повышение наглядности, возможность демонстрации художественных образов, схем, рисунков, фотографий, прослушивание мелодий. Мультимедиа облегчает восприятие учебной информации. Однако, учебная информация может быть воспринята, но не понята или недостаточно понята. Необходимо дополнить наглядность объяснением и обеспечить понимание.

Появилась новая технология обучения, которая использует ИКТ – «перевернутый класс» [2].В рамках этой технологии подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Эффективность этой технологии напрямую зависит от мотивации. А создание такого курса требует существенных затрат. Урок или лекция становятся авторскими, другой преподаватель, видимо, вынужден будет записать новый курс. Исследования говорят о том, что результат обучения, при прочих равных условиях, на 75% зависит от мотивации и на 25% от способностей ученика [5]. При личном контакте на занятиях преподаватель имеет возможность повысить интерес к изучаемому предмету, а в рамках «перевернутого класса», наверное, это проблематично. Возникает законный вопрос: а все ли ученики подготовятся к занятиям в аудитории?

Проблему повышения качества образования решает методика обучения, усиливающая естественный механизм понимания и запоминания. Видимо, дело не столько в применении ИКТ. Например, В.Ф. Шаталов добился больших успехов в обучении при высоком качестве образования по дисциплинам физико-математического и гуманитарного профиля (математика, физика, астрономия, история) еще в 70-х годах прошлого века без применения ИКТ [7]. Основа его методики структурирование материала в виде опорных схем и конспектов (ассоциативные опорные сигналы), наращивание информации в оптимальном темпе и её многократное повторение, и другие чисто педагогические приемы. Несомненно, что большую роль сыграла и личность самого учителя.

Более поздние фундаментальные исследования, которые посвящены собственно мультимедийному обучению, подтверждают актуальность методики Шаталова в случае применения ИКТ. Необходимо особое внимание обратить на когнитивную теорию мультимедийного обучения P. Мейера. В рамках этой теории считается, что обработка информацииоснована на трех процессах:

-_отбор – выделение главного из общего потока информации;

-_организация – выстраивание системы внутренних логических связей между отобранными словами и образами;

-_интеграция – выстраивание связей между вербальными и образными  конструкциями и знаниями в долгосрочной памяти [9].

Основная идея Р. Мейера – одновременное использование вербального и визуального каналов восприятия и обработки информации. По сути это перекликается с методикой В.Ф. Шаталова. В то же время в теории Р. Мейера не учитывается тот факт, что вербальный компонент (говорение) и визуальное содержание конкурируют за внимание ученика. Если одновременно представлять информацию разных типов, то происходит естественное раздвоение внимания.

Визуализация учебного материала это особая проектно-художественная деятельность, которая требует аналитического исследования, преобразования и структурирования информации в графических образах. Такая графика отличается от традиционного иллюстративного материала тем, что использует закономерности восприятия графического материала, сопровождаемого текстом [4] и должна способствовать когнитивным процессам, связанным с пониманием.

Презентация порождает конкурента преподавателю за внимание учащихся. Возникает проблема управления каналами восприятия информации, т.е. что сказать, а что показать, а что сделать одновременно, как управлять переключением внимания. Ошибкой является обилие текста на слайде презентации, учащиеся слушать и читать одновременно не могут. Должна быть концентрация внимания на чем то одном. На занятиях необходима обратная связь с аудиторией. Понимание учебного материала у учащихся «написано» на их лицах. Поэтому занятия с мультимедиа необходимо проводить глядя на слушателей, постоянно поддерживая концентрацию их внимания. Мой личный опыт содержит примеры занятий, которые прошли весьма эффективно по «старой» технологии без применения мультимедиа.

Некоторые преподаватели предлагают отказаться от конспектов. Но презентация для урока или лекции не предназначена для самостоятельного изучения, в ней нет примеров, пояснений, ответов на дополнительные вопросы аудитории и т.п. материала, который сообщается устно. Кроме того, ведение записей (конспекта) связано с персональной обработкой информации, т.е. с пониманием материала, созданием собственной системы знаний в режиме концентрации внимания, выстраиванием личных ассоциативных цепочек.

Другая ошибка связана с соблазном увеличить объем учебного материала. Необходимо добиться понимания главного, детали могут быть рассмотрены самостоятельно. Важную роль играет то, какими словами объясняется учебный материал, а здесь возможны вариации в зависимости от аудитории учащихся.

Популярным средством контроля учебных достижений учащихся является тестирование. Однако, качественный тест составить не так просто. Требуется специальная методика и тестовая система – программный комплекс, который позволит применять тесты различных типов. Тестовая форма контроля дает максимальный эффект, если данные о результатах накапливаются. Система должна не только выполнять все необходимые при тестировании действия, но и проводить их обработку. Учебный курс, в этом случае, должен строиться особым образом. Необходимо выделить основное информационное ядро учебной информации: дать четкие определения явлений и их характеристик, представить законы в словесном и формульном виде, схемы, алгоритмы и т.д. Альтернативой тестированию может служить контрольный опрос всего класса, который сопровождается анализом ответов и учителем и учениками. В этом случае каждый ученик невольно вынужден мысленно построить свой вариант ответа, а также услышит правильный вариант в комментариях учителя. В этом случае включается взаимодействие преподавателя и всех учащихся.

Таким образом, анализ показывает большие возможности ИКТ, но и не малые проблемы, которые необходимо преодолевать путем разработки новых комплексных организационных и методических решений. Работа в этом направлении раскроет новые возможности ИКТ и, несомненно, даст существенные результаты, но учитель останется главным звеном.

Список использованных источников
  1. 1. Дуэль А. Эксперт: с переходом на электронные учебники мы потеряем 10 процентов учителей [Электронный ресурс] – Российская газета 03.12.2014 http://rg.ru/2014/12/03/eucheb-site.html
  2. 2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. [Текст]/ Под ред.: Бадарча Дендева – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.
  3. 3. Матрос Д.Ш., Рузаков А.А. Электронная модель школьного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ito.su/2002/III.html, свободный. – Яз. Рус.
  4. 4. Рапуто А.Г. Три когнитивных составляющих визуализации дидактических объектов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/6314, свободный. – Яз. Рус.
  5. 5. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. [Текст]/ Е.А. Солодова – М.: URSS, 2013.
  6. 6. Соловейчик А.С. Использование электронных ресурсов в образовательном процессе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43877, свободный. – Яз. Рус.
  7. 7. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. [Текст]/ В.Ф.Шаталов – М.: Педагогика, 1980.
  8. 8. Электронный образовательный комплекс live-st.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://live-st.ru, свободный. – Яз. Рус
  9. Mayer R.E. Cognitive Theory of Multimedia Learning [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://etec.ctlt.ubc.ca/510wiki/Cognitive_Theory_of_Multimedia_Learning, свободный. – Яз. Англ
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  информационные технологии, образование, применение ИКТ

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.