Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Подходы к применению средств информационных и коммуникационных технологий в процессе формирования иероглифической грамотности

ГОУ ВО Московский государственный областной университет
Рассматриваются некоторые подходы к использованию средств информационных и коммуникационных технологий при формировании иероглифической грамотности в контексте развития иероглифической компетентности у учащихся средней школы.

Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) предоставляет обширные возможности как дополнения, трансформации и совершенствования традиционных, так и корректировки инновационных методик. Отечественные специалисты подчеркивают: «Процессы реформирования, свойственные современному этапу развития отечественного среднего образования, не могут обойти стороной внедрение ИКТ в обучение школьников» [1, с. 5].

Важнейшим аспектом в постижении основ китайской письменности является изучение правил и порядка начертания иероглифов, ознакомление с историей и эволюцией развития от пиктограмм к современным знакам, что в значительной степени способствует улучшению восприятия потаенного смысла, внутреннего содержания и структуры иероглифов. Безусловно, на сегодняшний день многие учебники китайского языка имеют раздел, повествующий о строении и развитии иероглифов, однако, достаточно ли этого для организации эффективного и приносящего желаемые образовательные результаты процесса обучения, интересного современному ученику?

Очевидно, если неверно организовать подачу такого материала, юным учащимся, особенно на начальных этапах изучения иероглифической письменности, этот процесс может показаться слишком сложным, монотонным, мудреным, безынтересным. И.В. Кочергин, среди трудностей овладения иероглификой, с которыми встречаются учащиеся, выделяет необходимость усвоения гораздо большего числа базовых графических элементов, чем букв в любом алфавите, а также недостаточное количество учебного времени, посвященного формированию иероглифических навыков [5, c. 128].

Овладение знаниями о последовательности написания черт, структуре и архитектонике, каллиграфии и равномерном расположении элементов иероглифов напрямую влияет на уровень развития и степень сформированности иероглифической грамотности, которая, в свою очередь, является одной из основополагающих и неотъемлемых составляющих иероглифической компетентности.

Зарубежные исследователи отмечают, что одним из наиболее эффективных методов является демонстрирование учебной информации, подразумевающее синтез опоры на принципы образности и наглядности, аудио- и визуальные приемы, используемые для представления текстового (словесного) материала и иллюстраций (графических пояснений) [7]. Применение средств ИКТ при изложении учебного материала позволяет поддерживать внимание учеников в течение длительного времени, способствует большей глубине осмысления изучаемого материала за счет демонстрации на экране наглядной информации [4, c. 162].

Важно отметить, что область использования ИКТ в современной школе не ограничивается одним лишь урочным временем. Корректное повсеместное применение различных средств ИКТ может внести существенный вклад в повышение эффективности образовательного процесса [2, с. 5].

В широком смысле, различают аппаратные и программные средства ИКТ, в узком – их возможно разделить по группам в зависимости от формы организации процесса обучения. Программное обеспечение, применимо к процессу обучения, в том числе и иероглифике, может быть представлено следующими категориями:

• обучающие, контролирующие и тренировочные системы;

• системы для поиска информации;

• моделирующие программы;

• микромиры;

• инструментальные средства познавательного характера;

• инструментальные средства универсального характера;

• коммуникационные инструментальные средства [3, с. 14].

Использование на разных этапах определенных типов программных средств ИКТ предоставляет учителю возможности: 1) коренным образом изменить процесс формирования иероглифической грамотности – введения и закрепления иероглифики и лексики, развития навыков письма, без потери учебного аудиторного времени; 2) с минимальными временными затратами преобразовать рутинный процесс освоения массивного объема иероглифического материала, необходимого к изучению в соответствии с учебной программой, в увлекательное иероглифическое приключение.

Совершенствование методологии и критериев отбора содержания образования на данном этапе развития педагогической науки обусловлено прежде всего необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым суммы знаний, навыков, умений, а на развитие его интеллектуального потенциала, умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования современных технологий информационного взаимодействия [6, с. 19].

Особенно важно подчеркнуть, что в современных условиях открытого информационного общества, в процессе коммуникации письмо не ограничивается лишь написанием иероглифов от руки, возможно и осуществление письма посредством клавиатурного ввода иероглифов; иероглифическая грамотность, в свою очередь, подразумевает в конечном итоге не только развитие навыков письма от руки, но и освоение клавиатурного письма.

Таким образом, качество подготовки учащихся в области китайского языка и иероглифического письма в рамках основного общего образования определяется не только содержанием, но и технологиями проведения учебного занятия. Овладение знаниями о структуре и каллиграфии, фонетике и смысловой категории – значении иероглифов обучающимися, имеет прямое влияние на уровень сформированности и возможность дальнейшего развития иероглифической грамотности.

В свете развития иероглифической компетентности, потенциал современных средств ИКТ при обучении и изучении аспекта письма китайского языка не вызывает сомнений и принимает особое значение. Комплексное, а самое главное – системное поэтапное применение средств ИКТ в процессе обучения китайскому иероглифическому письму учащихся средней школы, где главный ориентир – образовательные интересы личности обучаемого, изменяет процесс подачи учебного материала, способствует осуществлению трансформации и реализации взаимодополнения традиционных подходов и методов преподавания иероглифики и инновационных интерактивных технологий, позволяя говорить о повышении эффективности и результативности образовательного процесса.

Список использованных источников
  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., Кулагин В.П., Оболяева Н.М. Мониторинг использования средств информатизации в российской системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. № 3. С. 5-15.
  2. Гриншкун В.В. Области эффективного применения информационных и телекоммуникационных технологий в школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2007. № 4. С. 5-21.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; Под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
  5. Кочергин И.В. Очерки лингводидактики китайского языка: научное издание. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Восток-Запад, 2006. – 192 с.
  6. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. 2-е изд., доп. – М.: ИИО РАО, 2008. – 274 с.
  7. Clark R.C., Mayer R.E. e-Learning and the Science of Instruction: Proven Guidelines for Consumers and Designers of Multimedia Learning. 2nd Ed. San Francisco: Pfeiffer, 2007. 496 p.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), средства ИКТ, ИКТ в обучении, обучение школьников, иероглифическая грамотность, китайский язык

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.