Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе

Автор: Елисеева Елена Александровна, грамота Министерства РФ
МБОУ "СОШ №12" ЭМР Саратовской области
«Научить человека жить в информационном мире — важнейшая задача современной школы» (А. П. Семенов)

                 За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Использование компьютерных технологий — это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.[2]

         Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения — это то, для чего мы работаем. [2]

 

         Использование ИКТ на уроках поможет решить следующие задачи:

− повысить эффективность урока;

− систематизировать знания учащихся по предмету;

− сформировать  у учащихся навыки самоконтроля;

− повысить  мотивацию к учению;

− оказать помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным  материалом;

− расширить кругозор учащихся;

− рационально использовать время урока.

           Для проведения уроков с использованием ИКТ учителю необходимо самосовершенствование, умение пользоваться современными образовательными ресурсами сети Интернет, владеть средствами  Microsoft Office.

         

         Трудно представить себе современный урок, на котором не используются готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающиеся программы, анимированные карты, тренажёры, презентации, созданные учителем, или выполненные учащимися. Такие уроки требуют более тщательной подготовки. Необходимо продумать формы и способы подачи информации, место, степень и время мультимедийной поддержки урока. К сожалению, информационная оснащенность класса не позволяет обеспечить учащихся индивидуальными компьютерами, поэтому наиболее удобным и частым в  моем опыте работы является применение компьютерных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран.

         Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, т.к. учащиеся начальных классов имеют наглядно-образное мышление, и поэтому очень важно применять как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекать в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции и  воображение. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. 

         Чтобы заинтересовать  ребят, я использую на уроках по программе «Школа России» мультимедийные приложения к учебникам, что помогает сделать уроки более интересными, более динамичными и экономит время при их подготовке.  

       На уроках обучения грамоте в 1 классе использую ЭП к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкиной, Л.А.Виноградской «Азбука». Основной элемент организации материала электронного приложения - электронная демонстрационная таблица с выделенными активными зонами. Каждая из выделенных активных зон содержит задания, анимации, интерактивные модели и схемы.  

      Электронные приложения к учебникам «Математика. 1,2,3,4 класс» (автор Моро М. И.), «Окружающий мир. 1,2,3,4 класс» (автор А. А. Плешакова) и «Русский язык.1.2.3.4 класс» (авторы В.П.Канакина и В.Г.Горецкий) использую для работы в классе и для самостоятельной работы учащихся дома. В каждое ЭП включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК (фотографии; анимации; видеофрагменты; интерактивные игры; презентации, тесты и др.). Отдельный раздел приложений включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.

            Работа над художественными произведениями на уроках литературы невозможна без использования аудиобиблиотеки и презентации. Презентация является  своеобразным планом урока и используется на любом его этапе: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний, проверка домашнего задания. На этапах подготовки к восприятию и первичного знакомства с произведением использую красочные портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал для заочного путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством мастеров слова, аудиозаписи с текстами. Чтение произведений актёрами, мастерами художественного слова, несомненно, пример правильной, грамотной речи, богато окрашенной, эмоциональной, способной пробудить в школьнике душевный отклик.

        А для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картины окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепи питания - всё можно отразить и проиллюстрировать на слайдах. Презентации помогают узнать о правах человека, сформировать представление о государственном устройстве, познакомить с государственной символикой, а также с главными праздниками страны. И проверить знания учащихся проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады — всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. Презентации на уроке использую не только собственные, но и детские, что развивает учебно-познавательную активность учащихся, создает условия для их творческого самораскрытия и способствует лучшему формированию личностных качеств: повышению собственной самооценки, расширению творческой деятельности, развитию плодотворного сотрудничества между учителем и учеником. Часто презентации становятся итогом самостоятельно выполненных проектных и творческих работ учащихся.

         Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:  

Образовательный аспект:

- восприятие учащимися учебного материала,

- осмысливание связей и отношений в объектах  изучения.

Развивающий аспект:

- развитие познавательного интереса у учащихся;

-  умения обобщать, анализировать,  сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой  деятельности  учащихся.

Воспитательный аспект:

-  воспитание научного мировоззрения на уроках окружающего мира;

- воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;

-  воспитание чувства товарищества,  взаимопомощи.[3]

 

      Информационные технологии помогают учителю организовать и внеурочную работу по предметам. Ученики моего класса  активно принимают участие в различных  Интернет – олимпиадах, конкурсах. Это позволяет ребятам проверить свои знания, использовать вопросы олимпиад и конкурсов в качестве дополнительного материала при подготовке  домашних заданий. Когда ребята ищут ответ на сложные вопросы самостоятельно с помощью энциклопедий или в сети Интернет, они запоминают лучше, нежели им дать ответ в готовом виде, это также способствует саморазвитию ребенка. Сертификаты и дипломы, полученные учащимися ежегодно пополняют их личное портфолио.

         Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего.[2]

Список использованных источников
  1. 1. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка // «Начальная школа» №4 - Москва: Изд-во «Начальная школа и образование», 2009г. - с.95-98
  2. 2. Какулина Н. М. Использование ИКТ в начальной школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - с. 120-121.
  3. 3. Калинина С. А., Никифорова Р. Р. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - с. 127-130.
  4. 4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. // Москва, НИИ школьных технологий. - 2005. - с. 54 – 112.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Начальное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.