Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области Колледж "Угреша"
Аннотация. В данной статье условно классифицируются различные мобильные приложения и рассматривается возможность их применения в работе преподавателя. Использование предлагаемых приложений способствует сохранению времени педагога и максимально организует его.
Есикова Юлия Владимировна ( yulya.esikova@yandex.ru) Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Колледж «Угреша» (ГАПОУ СПО МО «Колледж «Угреша»), г. Дзержинский, Московская область

В современном мире человеку не составляет особого труда найти информацию мобильно, в тот самый момент, когда у него возникает необходимость. Он находит решение при помощи мобильных устройств и доступа в интернет. Именно портативные устройства, такие как смартфон, планшет,  помогают педагогу адаптироваться в современном мире.

         Одним из направлений модернизации российского образования является создание современной образовательной среды. Сущность и новизна такой среды определяется не только включением в ее составновых компонентов (в основном информационно-коммуникационных технологий), но, прежде всего, ориентацией на достижение новых образовательных результатов, которые могут быть достигнуты в рамках учебной деятельности, реализуемой за счет совершенствования методов, средств обучения, организационных форм образовательного процесса. Это во многом зависит от готовности учителей разрабатывать и применять современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР), в частности учебные материалы, направленные на реализацию основных требований и идей ФГОС ОО [1].

         Сейчас преподавателю все реже требуется стационарный компьютер для работы, большинство работников имеют собственные цифровые устройства – ноутбук, либо планшетный компьютер или современный смартфон со всеми функциями, как у всех вышеперечисленных устройств. В современной образовательной среде сейчас активно используется понятие BYOD(BringYourOwnDevice), которое дословно переводится как «принесите ваше собственное устройство». Большинство педагогов активно пользуются собственными устройствами для подготовки и проведении занятий, а также мотивируют детей использовать свой «гаджет» не только для развлечения, но и для самообразования. Конечно, самое удобное и компактное устройство сейчас – это современный мобильный телефон. Поэтому в сферу образованиявсе чаще внедряется не только электронное обучение (E-learning), но и мобильное(m-learning).

         Если рассмотреть Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», то там дается понятие «Мобильное обучение (M-learning)» - электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося (ГОСТ Р 52653-200)[2].

         Ученики намного активнее переходят на новые виды учебной деятельности, поэтому необходимо активизировать работу учителей по внедрению средств ИКТ в образовательный процесс, в противном случае с ситуацией, когда ученик лучше владеет учебной информацией, будут сталкиваться не только учителя информатики, но и учителя других предметов[3].

         Мобильные устройства могут стать отличным помощником педагогу. Существует огромное количество приложений для учителей-предметников. В данной статье рассматриваются приложения, которые может использовать каждый преподаватель. Приложения для учителя предлагаем разделить на несколько категорий:

1.     Электронные ежедневники

2.     Электронные дневники и журналы

3.     Комплексные приложения (позволяют управлять группой или классом, а также общаться и обмениваться данными)

4.     Мобильные библиотеки, словари, энциклопедии.

         Электронный ежедневник– это программа для компьютера или приложение для телефона, которая позволяет распланировать необходимые мероприятия, действия и события на определенный период.  В отличие от обычных электронных ежедневников, органайзеров, календарей и расписаний существуют специализированные приложения для преподавателей, которые оснащены дополнительными функциями, необходимыми для работника образовательной сферы. В качестве примера можно привести «Класс планировщик» – этот сервис разработан для учителя, с помощью которого можно распланировать занятия на своем мобильном устройстве. У преподавателя есть возможность просматривать заметки на неделю, а планы занятий могут быть преобразованы в файлы PDF, которые будут доступны для просмотра и печати.

         Электронный дневник и журнал – это сервисы, аналогичные компьютерным программам, которые адаптировали под мобильную версию для общедоступности на различных устройствах (телефонах, планшетах). В основном все функции, которыми пользуется учитель при заполнении журнала на компьютере, также доступны в мобильной версии.

         Комплексные приложения для преподавателя- это мобильные сервисы для управления классом, общения и обмена данными с учениками. Существуют такие приложения, как Google Класс – это сервис для пользователей аккаунтов Google. В нем можно создавать курсы, рассылать и проверять задания. Данный сервис упрощает организацию учебного процесса и коммуникацию с учащимися. Еще одно приложение ClassDojo отслеживает данные о поведении и создает заметки, которыми преподаватели могут поделиться с родителями и руководством.

         Основная часть приложений для учителя являются аналогами программ, созданными иностранными разработчиками и переведенными на русский язык, поэтому существуют некоторые недоработки в меню или в переводе. Также присутствует проблема ограниченного функционала в русскоязычной версии и платный контент.

         Существует огромное количество программ, интернет-сервисов, веб-сайтов. Большинство из них предлагают мобильную версию или мобильные приложение для удобства пользователей, к примеру, Википедия. Сейчас активно используется приложение Википедия, данная популярность связана с тем, что сами пользователи создают или редактируют статьи, что очень актуально в мире, где каждую секунду происходят изменения. И при этом не обязательно иметь доступ к интернету под рукой, некоторые приложения имеют офф-лайн доступ, в этом случае на мобильное устройство загружается определенная база данных, а при выходе в интернет она обновляется.

         Образование – это гибкая и динамичная сфера, которая постоянно адаптируется к изменениям, происходящим в современном мире, а педагог, в свою очередь, должен совершенствоваться и развивать свою профессиональную мобильность, соответственно происходящим событиям.

Список использованных источников
  1. Герасимова Е.К., Зенкина С.В. Сетевые сервисы как инструментальная среда для проектирования электронных учебных материалов. – Ставрополь, 2015.
  2. Гост РФ [Электронный ресурс] URL: http://gostrf.com/normadata/1/4293836/4293836362.htm (дата обращения: 04. 04. 2017 г.).
  3. Зенкина С.В. Развитие профессиональной компетентности педагога в области применения информационно-коммуникационных технологий // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 2. С. 191-193.
Ключевые слова  Ключевые слова: мобильные приложения для преподавателя, мобильное обучение, электронные ежедневники, электронные дневники и журналы.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.