Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ЭОР на уроках русского языка и литературы. Необычное в обычном.

МАОУ "Гимназия №1"
ЭОР на уроках русского языка и литературы. Необычное в обычном.

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист  М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны учить  детей  учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с  максимально  большей пользой для ребенка использовать возможности этого  столь привлекательного  для современных школьников  ресурса.

ЭОР – это  учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:  предоставление учебной информации   с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного.

Необходимость использования электронных образовательных ресурсов(ЭОР) сегодня очевидна  многим, потому что они

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- развивают творческий потенциал учащихся;

- осовременивают урок.

ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- закреплении;

- повторении;

- контроле знаний, умений и навыков.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Правильно подобранный к уроку ЭОР  пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого – ощущения и образы

Презентация – это универсальный ресурс:

1.Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрируют  содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.

2. Презентации- «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей,  допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее и  создают  максимальный эффект присутствия.

3. Презентации - "Тройное действие» - на слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его , отсюда: задействуют  три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала.

4. «Интерактивные презентации»   наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ,  позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового  или самоконтроля  результатов усвоения.

Анимации и иллюстрациииспользую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки,  что очень актуально с введением устной части  в ОГЭ  по русскому языку)

   С помощью  электронных таблиц дети анализируют языковые явления, делают выводы и обобщения. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. Доказано, что электронные таблицы обладают повышенной наглядностью, так как одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы. Таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу

Многоуровневые интерактивные таблицы сложной структуры, содержащие информацию по теме, нескольким темам, а иногда по всему разделу могут использоваться в качестве наглядного и справочно-информационного материала.

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и  интерактивные тесты, содержащиеся на различных сайтах. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Учащийся отвечает на задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для учащегося. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

             Итак, что же  нового дают ЭОР?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать  домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов.

 

 

Список использованных источников
  1. Малышкина Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка // (С) Вопросы Интернет-образования, 2011
  2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах
  3. Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя
  4. http://www.openclass.ru/pages/184517
  5. http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692/
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.