Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Применение информационных технологий, способствующих активизации деятельности учащихся на уроках русской языка и литературы

ЧОУ Общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков "Мир знаний"
В статье рассказывается о применении информационных компьютерных технологий, которые способствуют активизации познавательной деятельности учеников на уроках русской словесности. Описывается опыт работы с информационными сервисами: playcast и fotopeach, приводится пример использования инновационного метода буктрейлера, его классификация и организация фестиваля буктрейлеров в школе.

В сложившейся современной ситуации учитель-словесник не только должен дать знания, но и удивить учеников оригинальной подачей материала. Педагогу также необходимо организовать учебный процесс так, чтобы мотивировать весь класс на работу. Справиться с этой непростой задачей помогают информационные технологии и методы, которые помогают активизировать мышление учеников на уроках русского языка и литературы, повышая при этом интерес обучающихся к данным предметам.

Работая по новым стандартам для общего образования, учитель использует инновации, которые все так или иначе связаны с информационными технологиями. Всем известно, что инновационное образование ориентируется на максимальное развитие творческих способностей и создание мотивации к саморазвитию учащегося.

Школа с углубленным изучением иностранных языков «Мир знаний» – это частное образовательное учреждение, где педагоги не только предоставляют фундаментальную базу знаний по всем предметам, но и активно применяют различные инновационные методы в работе с детьми. Перед гуманитарной кафедрой данной школы стоит непростая задача: пробудить интерес обучающихся к родному слову, к истории своей страны, к художественному наследию. И здесь, что называется, хороши все методы: разнообразные проекты с использованием информационных средств или конкурсы чтецов по методу сервиса playcast. Следует отметить, что использование сервиса playcastпомогает ученику в максимальной степени прочувствовать стихотворение и соединить слово поэта, музыкальное сопровождение, а также подходящую, по мнению чтеца, иллюстрацию. Данное мероприятие повышает учебную мотивацию, способствует активизации деятельности учащихся. Ребенок не только воспроизводит чужое творчество, но благодаря информационным компьютерным технологиям демонстрирует собственный творческий продукт.

На ежегодных неделях  русского языка и литературы учителям-словесникам помогает создавать всевозможные виртуальные экскурсии, уроки путешествия сервис fotopeach. В нем одновременно используются фотографии, звук и текст, что позволяет при помощи различных настроек изменять смысловое поле. Главное преимущество данного сервиса заключается еще в том, что создавать викторины или небольшие виртуальные путешествия очень просто, и педагог может давать задания своим ученикам по созданию зачетных работ в этом сервисе.

Чтобы не отставать от современных увлечений молодежи и популяризировать чтение, в сентябре этого учебного года филологи школы «Мир знаний» проводили конкурс на лучшее selfiс любимой книгой. Задача учащихся была не столько оригинально сфотографировать себя, демонстрируя всем свое креативное мышление, сколько показать свою любимую книгу.

Также информационные компьютерные технологии и информационная компетентность помогают учителю-словеснику проводить уроки с использованием методики буктрейлера. Многие педагоги-словесники уверены, что создание буктрейлеров вызывает интерес детей к чтению, и может служить повышению читательского интереса.

Метод по созданию буктрейлеров российскими педагогами освоен относительно недавно. Суть его заключается в создании небольшого видеоролика, рассказывающего о какой-либо книге. Цель создания буктрейлера – привлечь внимание к художественному тексту при помощи визуальных средств, которые характерны для трейлеров к кинофильмам. Продолжительность буктрейлера может быть от одной минуты до трех. Отметим, что в нашей стране данный жанр появился в 2010 году, когда издательство «Азбука Аттикус» решило сподвигнуть  читателей на приобретение новой книги Алексея Маврина «Псоглавцы». Специалисты  сняли рекламный ролик, цель которого была проста: обратить внимание покупателей на новую книгу А.Маврина, заинтересовать, заинтриговать и заставить приобрести.  

         Таким образом, буктрейлер – это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, который соединил в себе художественное слово, визуальное искусство и информационные технологии.

Каким же образом новый метод «овнешнения» словесного творчества может помочь учителю-словеснику повысить интерес к русской литературе? Дело в том, что создавать буктрейлер при помощи компьютерных технологий просто, и в данной деятельности ребенок находится в ситуации успеха. Но чтобы наполнить буктрейлер содержанием, ученик, во-первых, должен сначала прочитать художественный текст, а во-вторых, чтобы продукт было интересно смотреть другим, учащийся подбирает разнообразный иллюстративный материал и музыкальное сопровождение в Интернете, тем самым развивая воображение и эстетический вкус. В процессе работы над буктрейлером у детей идет аналитическая работа по выявлению главной мысли, идеи художественного текста. Ведь цель буктрейлера не пересказать, а обозначить основные моменты, оставляя за кадром кульминацию. Создавая качественный буктрейлер, ученик стремится понять авторский замысел, прочувствовать эмоциональную составляющую художественного текста.

Следует отметить, что буктрейлер как инновационный метод имеет свою классификацию:

ØПо способу визуального воплощения художественного текста:

игровые – это создание минифильма по книге;

неигровые – это слайды с иллюстративным материалов, цитатами;

анимационные – это создание мультипликационного фильма по книге.

ØПо содержанию:

повествовательные – презентуют основу сюжета;

атмосферные – передают основное настроение книги и ожидаемые читательские эмоции;

концептуальные – приводят ключевые идеи и основную направленность текста.

Следует отметить, что данная классификация носит условный характер, и автор буктрейлера может создать неигровой продукт, содержащий в себе анимационные элементы, а по содержанию его буктрейлер может быть повествовательным и атмосферным одновременно.

В школе с углубленным изучением иностранных языков «Мир знаний» проводится школьный Фестиваль буктрейлеров. Старшеклассники  готовят на конкурс буктрейлеры к книгам, которые им хорошо знакомы по пройденной программе. Целевая аудитория, на которую рассчитаны данные проект, – это ученики младших классов, которым только предстоит в учебном году познакомиться с данными художественными текстами. Данное мероприятие проводится в литературной гостиной школы, что создает определенный настой у всех присутствующих. С педагогической стороны идет реализация системно-деятельного подхода в обучении, применяются информационные компьютерные технологии, происходит повышение интереса обучающихся к чтению. Данная методика помогает учителю  уйти от шаблонных уроков, а заинтересованность старшеклассников в чтении может служить хорошим примером для младших учеников.

Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы действительно преображает формат преподавания и обучения, делая учебный процесс эффективным и привлекательным. Ученики выполняю с удовольствием необычные для них задания, что способствует активизации их деятельности на уроках и прививает любовь к родному слову.

Список использованных источников
  1. Щербинина Ю. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной Росси [Электронный ресурс] // Вопросы литературы, №3. М., 2012. Режим доступа к журн.: http://magazines.russ.ru/voplit/2012/3/s8.html
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Информационные технологии на уроках русской словесности, инновационные методы и сервисы: playcast, fotopeach, буктрейлер. Классификация буктрейлеров, опыт работы с инновационными методами, фестиваль буктрейлеров.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.