Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Новые информационные технологии в образовании

Автор: Соловьев Владимир Михайлович, Кандидат технических наук, Доцент
ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Предлагается обзор новых технологий создания образовательного контента, отвечающего требованиям реализации приоритетного проекта Минобрнауки России «Вузы как центры пространства создания инноваций».

Новые информационные технологии в образовании

В сентябре Министерство образования и науки РФ объявило об отборе университетов как центров инновационного, технологического и социального развития регионов в рамках реализации приоритетного проекта Минобрнауки России «Вузы как центры пространства создания инноваций». При этом университеты должны выйти на другой уровень, другие задачи, другое качество подготовки кадров, которое можно обеспечить, используя новые информационные технологии.

Какие новые информационные технологии и учебный дизайн при этом нужно использовать? Однозначного ответа на этот вопрос нет и в ближайшее время не будет. Поэтому исходить нужно из того каким образовательным контентом мы будем обеспечивать обучаемого и как его применять. Традиционный дизайн “мелового периода”, основанный на доске и меле себя практически исчерпал. В лучшем случае его наследуют педагогические технологии на основе интерактивных досок. Но это только средство предъявления образовательного контента, пусть даже и с использованием RealTimeBoard - бесконечной виртуальной доски, работающей с любым визуальным образовательным контентом (онлайн доска для коллективной работы). Кроме того, время создания и обновления контента становится для многих направлений подготовки одним из определяющих факторов.

В этой связи можно обратиться к информационным технологиям создания контента для массовых открытых онлайн-курсов (Massive Open Online Course, MOOCs) или их аналогам. Этот феномен в образовании XXI века появился сравнительно недавно, в 2012 году. Этой технологии посвящено множество статей и монографий, кто-то видит в ней будущее образования, кто-то наоборот угрозу. Тем не менее эта технология живет уже 5 лет и интенсивно развивается, а некоторые авторы видят в ней следующую форму электронного учебника. Традиционно основным контентом MOOCs являются видео-лекции, то есть используется старая форма обучения (лекция) с применением новой технологии, учитывающие особенности получения знаний. Психологи, изучая привычки обучаемых одного из “китов” MOOCs - edX, пришли к выводу, что студенты получившие сертификаты (успешно закончившие курсы), обычно перестают смотреть видео, продолжающееся более 6-9 минут. По материалам совета по науке и технике США (PCAST) MOOCs должны рассеять средневековую совокупность мифов об эффективности результатов учебы и учителях. При этом, заменив их, основанными на современных методах обучения, фактическими данными, которые могут быть инструментами, ответственными за фундаментальную трансформацию образования [1].

Университеты в основном используют xMOOCs, где контент сконцентрирован вокруг ведущего и основного содержания, разработанного в соответствии с университетским курсом. При этом такие электронные учебники широко используются в виде “графических романов” - электронного контента, подобного полиграфическим комиксам. Учебник студент может использовать дома и работать над проектами и упражнениями под руководством преподавателя. Электронный контент xMOOCs требует применения специальных технологий и при создании кроме преподавателей необходимы видеооператоры, дизайнеры, сценаристы, режиссеры и другие специалисты. Поэтому он создается в специальных студиях, имеющих соответствующее оборудование, специалистов и финансовые возможности, а поэтому создание электронного контента довольно дорого. Современные информационные технологии позволяют создавать аналогичные учебники, используя “облегченный” подход, силами самого автора.

Одна из таких технологий основывается на Office Mix - приложении для PowerPoint. Оно было разработано Microsoft для оказания помощи педагогам, внедряющим новые методики обучения на основе электронного контента, создаваемого в  PowerPoint. При этом Office Mix имеет ряд преимуществ перед другими средствами электронного обучению, включающими обязательную поддержку SCORM: использование электронного контента на самых различных устройствах, организацию персонального подхода к обучению, организацию перевернутого обучения, создание интерактивного обучения, организацию непрерывной обратной связи и т. д.

Создание электронного контента обычно начинается с дизайна, где используя вкладку MIX PowerPoint для раскадровки учебного материала создается видеоряд учебника. Здесь могут быть использованы возможности самого PowerPoint и комбинации самых различных данных: ранее подготовленные видеофрагменты, интерактивные демонстрации рабочего стола, мгновенные снимки, статические изображения в различных форматах, элементы приложений лаборатории для Office, текстовые фрагменты, звуковые фрагменты и т. д. Созданный таким образом видеоряд учебника требует синхронного звукового сопровождения, аналогичного чтению лекции преподавателем. В специальных студиях, при создании MOOCs для этого выполняют съемку и озвучивание выполняется самим преподавателем курса. Как правило это требует дополнительной тренировки и съемки нескольких дублей с последующим монтажом. Это очень ответственный момент MOOCs, занимающий много времени и финансовых ресурсов. Звуковое сопровождение - это собственно и является источником теоретического материала, который в полиграфическом варианте представлял собой конспект лекций. Поэтому можно использовать озвучивания текста теоретического материала, используя различные голосовые движки.

Многие психологи и педагоги, еще до использования информационных технологий в образовании, когда активно в образовании использовалось только телевидение, выступали  против “говорящей головы”. Основным недостатком “говорящей головы” является ее статичность, даже при условии если она меняет свое положение в кадре. Кроме того она может быть и отвлекающим моментом при изучении сложных понятий, так как рассеивает внимание обучаемого. MIX PowerPoint позволяет решить проблему “говорящей головы” путем создания аудиофрагментов и их синхронизации средствами PowerPoint. Технология создания аудиофрагментов - это аналог уже известной технологии создания аудиокниг с использованием голосовых движков. В настоящее время существует множество проприетарных и открытых синтезаторов голоса: Google, Milena, Irina, July, Olga, Vika, Vjacheslav, Yuri, Tatjana и т. д. Они отличаются качеством синтеза голоса, так как в их основе лежат соответствующие фонетические базы данных, подключаемые к синтезаторам. Как правило русскоязычные проприетарные фонетические базы данных имеют более высокое качество, чем открытые. Однако с помощью экспериментов и настройки синтезаторов можно создавать аудиофрагменты высокого качества, используя открытые фонетические базы. Например, использовать синтезатор Sakrament TalkerPro v. 3.0 (Russian Version) с фонетической базой Tatjana. Созданные таким образом аудиоряд в формате .mp3 с помощью MIX PowerPoint вставляются  в учебный материал и синхронизируются с видеорядом.

Созданную и озвученную в MIX PowerPoint презентацию в режиме автоматического показа, который также синхронизируется, можно записать в формате .mp4, используя Export to Video в MIX или формате SCORM, используя Export to SCORM. В первом случае созданный контент представляет собой нечто подобное очень популярному в молодежной среде скрайбингу. В последнем случае контент можно размещать в системе управления обучением (Learning Management System, LMS) и он может быть доступен обучаемым через Web-средства. Кроме того, подготовленные таким образом электронный контент можно использовать в качестве своеобразного синквейна (написал – выразительно прочитал – проиллюстрировал).

Расширить функции Office Mix позволяет Ispring Suite - еще одно приложение для PowerPoint. Оно включает средства редактирования теста, надстройку для использования средств PowerPoint, и средства создания интерактивности. В нем имеются, кроме дублирующих возможностей Office Mix, средства создания Flash-презентаций, записи с микрофона и видеокамеры, готовые персонажи, средства создания тестов (опросов), встроенная коллекцию шаблонов и т. д. Все это позволяет структурировать учебный материал, переводить его в цифровой формат, создавать диалоговые тренажеры, создавать тестовые задания, включающие 11 типов оцениваемых и 12 типов анкетных вопросов, а также использовать “умное” ветвление, направляющее тестируемого на следующий вопрос, если дан правильный ответ, или на учебный материал с дополнительной информацией, если ответ неверный.

Список использованных источников
  1. Librarians and the Era of the MOOC. [Электронный ресурс] // URL: http://www.scilogs.com/scientific_and_medical_libraries/librarians-and-the-era-of-the-mooc/. Дата обращения 05.10.2017.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Компьютерные науки (информационные технологии и микроэлектроника)
Ключевые слова  MOOCs, Office Mix, PowerPoint, SCORM, Ispring Suite

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.