Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование визуализации с AR для исследовательской деятельности: технология дополненной реальности в образовании.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
В статье приведены примеры использования технологии дополненной реальности для образовательного процесса. Показана возможность использования в образовательной среде этой технологии с целью визуального моделирования учебного материала, дополнения его наглядной информацией, развивая при этом у обучающихся пространственные представления, воображение, навыки объемного проектирования.

В практике педагогических наук в России пока что уделяется недостаточно пристальное внимание информационным инновационным технологиям, которые способны удержать неподдельный интерес ученика к предмету и дальнейшее самообразование ученика с помощью этих технологий визуализации.

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России все же основным столпом остаются давние традиции. Деятельность многих учеников нередко сводится к реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. То есть решение примеров, повторение действий за учителем и так далее. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение [1]. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения не только качества образования, но и мотивации к дальнейшем исследованиям. 

Постеры и плакаты – это обыденная вещь для сферы образования, несмотря на большое количество цифровых досок и прочего дополнительного оборудования, плакаты по-прежнему используется в школах, зачастую пропагандируя устаревшую и неактуальную на сегодняшний момент информацию. Возможно, что плакатом реально решить проблему вовлеченности и мотивации у учеников, если применить к нему технологии дополнительной визуализации с помощью телефона или планшета. Суть технологии визуализации заключается в том, что можно навести смартфоны или планшеты с камерами и специальным приложением на различные объекты, будь то картины, портреты, фигуры, афиши и прочее-прочее, и получать о них детальную информацию.

Фактически, каждый задействованный в системе обучения объект, попавший в объектив камеры гаджета и распознанный в качестве определенной метки, даёт пользователю (ученику, учителю) путь к виртуальному контенту. Таким образом учащиеся могут пуститься в виртуальный тур, используя свою любимую электронику, которая, однажды появившись, не выпускается ими из рук. Привязанность к электронике можно переиграть в пользу ученика, с помощью технологий дополненной виртуальной реальности. Это могут быть объекты как и реального мира, так и нарисованные специальных плакатах, которые предоставляют доступ к заранее записанным видео, однако развитие этой концепции ограничено имеющимся бюджетом. 

Используя возможности дополненной реальности в образовании, можно визуально воспроизвести процессы, которые трудно или почти невозможно воссоздать средствами реального мира и просто сделать процесс обучения увлекательным и понятным. С помощью этой технологии можно выделиться в пространстве выставки или сделать музейную экспозицию живой и увлекательной. Дополненная реальность может добавить в статичные страницы книги выразительную анимацию, превратить чтение в увлекательную игру и интересное приключение вместе с героями произведения, а также упростить воспроизведение аудио- и видео- контента, прилагающегося к бумажной книге. 

Можно себе представить – как улучшился бы процесс восприятия и запоминания учебного материала благодаря технологии дополненной реальности [2]. Именно эти современные интерактивные технологии вносят в процесс обучения яркие трехмерные образы, игровой элемент, активизируют взаимодействие участников учебного процесса, развивая пространственное мышление и навыки проектной деятельности. Благодаря дополненной реальности перед обучающимися открываются безграничные возможности для познания нового.

Нет никаких сомнений в том, что технология дополнительной реальности, прежде всего, необходима в школьной практике обучения. Электронные учебники, которые в настоящее время создаются в обязательном порядке, как приложение к учебнику в бумажном исполнении являются в своем большинстве оцифрованными копиями с минимальным интерактивом. При этом мало используется компьютерная визуализация для привлечения внимания к дисциплине, для повышения интереса школьников, для демонстрации примеров, которые детям кажутся сложными или скучными [3]. Однако на данный момент какой-либо единой методологии применения технологии дополненной реальности в образовательной среде нет. Нет пока и собственно приложений, несмотря на то, что дополненная реальность – это реальный путь продвижения вперед не только потому, что мы живем в век информационных технологий, а потому, что дополненная реальность, как для учащегося, так и для обычного человека – это наиболее результативный способ познания окружающей нас предметной среды и пространства.

Список использованных источников
  1. Как заинтересовать школьника естественными науками, используя томограф, молекулярную динамику и дополненную реальность // Geektimes, 2015
  2. Катханова Ю. П. Технология дополненной реальности в образовании // VIII Международная научно-практическая конференция «Педагогическое мастерство и педагогические технологии», 2016
  3. Зильберман Н.Н. Возможности приложений дополненной реальности в образовании // Томский государственный университет философский факультет, 2014
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  AR, дополненная реальность, визуализация учебного процесса, интерактивные технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.