Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Роль ИКТ в обучении иностранным языкам в начальной школе.

1 ГКООУ Саратоваской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Санаторная школа-интерна г.Петровска", 2 ГКООУ Саратовской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Санаторная школа-интернат г.Петровска"
«Научить человека жить в информационном мире– важнейшая задача современной школы». Академик А.П. Семенов

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Большую помощь в этом оказывают информационно-коммуникативные технологии. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на начальном этапе обучения иностранному языку. Ученики 2-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, очень кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Применяя ИКТ на уроках, учителя иностранного языка отмечают усиление положительной мотивации обучения, активизацию познавательной деятельности обучающихся. Учителя нашей школы совместно с психологом провели диагностические исследования и пришли к выводу, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся;  повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции.

Благодаря тому, что ИКТ обладают такими уникальными характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность, это позволяет учителям более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, организуя на уроке индивидуальную, парную и  групповую формы работы, а также доступно изложить новый материал и закрепить  его, сэкономить время на отработку практических умений и навыков. А ученикам помогает глубже проникнуть в суть изучаемого материала.

Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у обучающихся. Так, при обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый может произносить фразы. При изучении грамматических структур - дети выполняют грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов, неоднократно возвращаясь к проделанным тестам, находя правильный ответ. ИКТ дает возможность обучающемуся быстро проверить себя и узнать результат своей работы. Выполняя такие задания у ребят создается ситуация успеха, так как все справляются с заданием. Ученики имеют возможность выполнить больше заданий и получить несколько оценок.

Особый интерес вызывает у обучающихся создание презентаций в программе Power Point, Это одна из наиболее удачных и увлекательных форм подготовки домашнего задания и изучения учебного материала. Применение мультимедийных презентаций, где имеют место изображение, анимация, звук и графика, позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, слух, эмоции, но и воображение, сделать процесс обучения менее утомительным.

При работе с ИКТ на уроках учителя нашей школы учитывают возрастные особенности обучающихся и исходят из принципа «не навреди»,  четко продумывают  и дозируют использование компьютерных технологий, а также цель, место, способ их использования.

Учителя школы используют компьютер при контроле знаний учащихся. Это различные виды тестирования: открытые, закрытые, установить последовательность, установить соответствие, указать место на рисунке. Использование такого вида контроля значительно облегчает учителю проверку выполненных учащимися заданий, т.к. результат такой работы и оценку можно увидеть мгновенно на экране компьютера сразу после окончания контроля. Помимо этого в отдельном файле сохраняется работа каждого учащегося, что дает возможность проанализировать полученный результат и допущенные ошибки.

Практика показывает, использование ИКТ позволяет; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; делает их более динамичными, что повышает объём выполняемой работы на уроке; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения, применяя задания разного уровня; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся в учебном процессе; повышает мотивацию учащихся в изучении иностранного языка. При работе с ИКТ меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

Список использованных источников
  1. 1. Владимирова Л.П. Интернат на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002.
  2. 2. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
  3. 3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ №2,3 2001 г.
  4. 4. Яковлев А.И.. Информационно – коммуникационные технологии в образовании. … [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cor.edu.27.ru/
  5. 5. Гальскова, Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. — № 2009. — № 7. — С. 9-15.;
  6. 6. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах./СПб.: Издательство «Союз», 2001. — 192 с. ISBN — 5-94033-030-4;
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Начальное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.