Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Автор: Борзова Анжела Сергеевна, Кандидат экономических наук, Доцент
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Рассматривается применение информационной технологии прогностического моделирования по показателям эффективности процесса эксплуатации воздушного транспорта и трудоустройства выпускников вузов, позволяющее осуществить планирование подготовки кадров для авиапредприятий.

 

Рассматривается применение информационной технологии прогностического моделирования по показателям эффективности процесса эксплуатации воздушного транспорта и трудоустройства выпускников вузов,  позволяющее осуществить планирование подготовки кадров для авиапредприятий.

Авиационный транспорт, прогностическое моделирование, ГИС-ориентированная информация, экспертный анализ.

 

Системный анализ проблем управления подготовкой персонала с профессиональным и высшим образованием  в области воздушного транспорта показывает, что базовыми механизмами повышения уровня системы кадрового обеспечения являются:

учет инновационных и оптимизационных подходов, ориентированных на опережающие требования к эффективности, качеству и надежности функционирования и развития авиаперевозок, в образовательных ресурсах;

обеспечение соответствия объемных характеристик системы подготовки кадров и потребностей авиапредприятий;

достижение максимального сближения компетентностных характеристик профессиональных и образовательных стандартов.

Инвариантом реализации перечисленных механизмов предлагается рассматривать целый ряд моделей, с одной стороны позволяющих осуществлять достоверный прогноз потребности в кадрах, а с другой – определяющих общую базу характеризации трудовых функций, компетенций и образовательных ресурсов.

Для планирования подготовки кадров важную роль играют информационные технологии прогностического моделирования по показателям эффективности процесса эксплуатации воздушного транспорта.

Полное множество показателей

Основной формой статистической информации, определяющей изменения в системе подготовки кадров, являются временные ряды объемных показателей потребности рынка труда в специалистах  с высшим образованием и выпуска из вузов:

                                                        (1)

где  - нумерационное множество показателей;

        - моменты времени, в которые зафиксированы значения показателей с интервалом ;

       - нумерационное множество временных периодов.

Задача обработки данных (8) состоит в построении математической модели

                                                                                              (2)

позволяющей оценить с определенной точностью и вычислительными затратами и качеством значения   в моменты времени  где  период прогнозирования, которые следуют за моментом  Для построения прогностической модели (2) предлагается использовать ряд методов обработки временных рядов (1), характерных для технических систем [1]. Многометодность приводит к возможности вычисления прогностических оценок с различными показателями качества.

После получения результатов прогнозирования с применением каждого из этих методов следует выбрать тот результат, который наиболее достоверно с позиций экспертов отражает тенденции изменения объемных показателей в системе подготовки кадров для авиапредприятий, эксплуатирующих воздушный транспорт.

В этом случае на основе экспертной информации строится оценочная модель и выбирается метод, имеющий наибольший приоритет по этой модели [2].

Показана возможность формировать на основе статистических данных пространственно-временную информацию, привязанную с одной стороны к календарным периодам, а с другой – к геопозиции аэропортов Российской Федерации с применением ГИС. Особый интерес из второй части представляют показатели потребности в специалистах и выпуска по направлениям и специальностям в сфере эксплуатации воздушного транспорта и картографический ресурс по трудоустройству выпускников.

Установлено, что в случаях ГИС-ориентированной информации появляется возможность оценки объема трудоустройства выпускников отраслевых образовательных организаций в зависимости от расположения аэропортов. Такой анализ позволяет выделить те авиапредприятия, для которых необходимо оптимизировать механизмы управления их кадровым обеспечением.

Традиционно сравнительный анализ соответствия объемных характеристик системы подготовки кадров и потребностей авиапредприятий проводится путем сравнения выпусков по перечисленным выше направлениям и специальностям с вакансиями персонала и возможными изменениями его численности. Такой подход определяет односторонний прогноз на короткий плановый период, но никак не учитывает тенденции развития отрасли по эффективности.

Обосновано, что помимо прогностической модели , важной характеристикой адекватности кадрового обеспечения потребностям авиакомпаний является степень связанности показателей эффективности функционирования и развития воздушного транспорта и объемных показателей выпусков по направлениям и специальностям.

С целью количественной оценки степени связанности определим нумерационное множество  для ключевых показателей отрасли , а нумерационное множество  для объемных показателей выпуска . Из значений этих показателей, зафиксированных в моменты времени , сформируем статистические выборки  временных интервалов. С использованием методов обработки статистических данных определим коэффициенты парной корреляции за  временных интервалов

Далее рассмотрим прогнозируемый период . По прогностической модели  вычислим значения . В режиме экспертного оценивания сформируем  вариантов статистических выборок  и вычисли коэффициенты парной корреляции  Выбор перспективного варианта выпуска осуществим следующим образом:

введем нумерационное множество вариантов , для которого выполняется условие

из вариантов выберем , который отвечает условию

Таким образом, оценки  следует рассматривать как суммарные потребности отрасли в персонале с профессиональным и высшим образованием, на основе которых устанавливаются контрольные цифры приема (КЦП) для образовательных организаций.

Завершается процесс прогнозирования территориально распределенным планированием трудоустройства выпускников автотранспортных предприятий на основе ГИС-ориентированной информации (рисунок).

Список использованных источников.

1.    Гаскаров Д.В. Прогнозирование технического состояния и надежности радиоэлектронной аппаратуры/Д.В.Гаскаров, Т.А.Голинкевич, А.В.Мозгалевский. – М.: Сов. радио, 1974. – 224 с.

2.    Львович Я.Е. Принятие решений в экспертно-виртуальной среде/Я.Е.Львович, И.Я.Львович. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2010. – 140 с.

3.    Львович И.Я. Информационные технологии моделирования и оптимизации: Краткая теория и приложения/И.Я.Львович, Я.Е.Львович, В.Н.Фролов. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. – 444 с.

 

 

Формирование временных рядов на основе статистической информации о значениях объемных показателей потребностей авиапредприятий в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием и их выпуска из образовательных организаций области

 

Формирование временных рядов на основе статистической информации о значениях показателей эффективности процессов эксплуатации воздушного транспорта

 

Трансформация временных рядов в статистические выборки показателей

 

Определение коэффициентов парной корреляции

,

 

Построение моделей временных рядов и определения прогностических оценок показателей на плановый период

 

Экспертное формирование множества , а вариантов временных рядов выпуска специалистов с высшим и средним образованием в области эксплуатации воздушного транспорта на плановый период

 

Трансформация временных рядов в статистические выборки показателей

 

Определение коэффициентов парной корреляции

,

 

 

Вариант исключается из рассмотрения

 

 

Вариант исключается из рассмотрения

 

Формирование редуцированного множества вариантов

 

Принятие варианта  в качестве планового

 

Экспертный анализ ГИС-ориентированной информации о трудоустройстве выпускников и потребностях авиапредприятий в специалистах

 

Выработка рекомендаций по распределению плана выпуска между авиапредприятиями

 

Да

 

Да

 

Нет

 

Нет

 

Структурная схема планирования подготовки кадров в области эксплуатации воздушного транспорта с использованием информационной технологии прогностического моделирования

Список использованных источников
  1. Гаскаров Д.В. Прогнозирование технического состояния и надежности радиоэлектронной аппаратуры/Д.В.Гаскаров, Т.А.Голинкевич, А.В.Мозгалевский. – М.: Сов. радио, 1974. – 224 с.
  2. Львович Я.Е. Принятие решений в экспертно-виртуальной среде/Я.Е.Львович, И.Я.Львович. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2010. – 140 с.
  3. Львович И.Я. Информационные технологии моделирования и оптимизации: Краткая теория и приложения/И.Я.Львович, Я.Е.Львович, В.Н.Фролов. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. – 444 с.
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Авиационный транспорт, прогностическое моделирование, ГИС-ориентированная информация, экспертный анализ.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.