Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование ИКТ как способ повышения методического уровня учителя и компетенций учащихся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Шамаева П.С. г.Петровска

Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому задача школы дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помогать ребёнку построить научную картину мира и создать предпосылку для его социализации. В последнее время наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе.

Аристотель писал: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:

·                    Правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;

·                    Отыскание соответственных средств, ведущих к конечной цели».

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Изменения стали возможны (или были вызваны) в результате передачи и обработки специалистами в сжатые сроки больших объемов информации. Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Характер изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии стратегия «образования для будущего». Суть стратегии «образования для будущего» характеризуется следующими факторами:

 • смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывногоприобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

 • освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

 • дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что, в свою очередь, требует кардинальныхизменений в системе образования.

Информационно-коммуникационная компетентность школьников определяется, как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.Модернизация общего образования требует внедрения информационных и 

 коммуникационных технологий (ИКТ) в обучение.

       Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
       По данным исследований, в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, ½  часть увиденного и услышанного, ¾  части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Использование на уроке  ИКТ-технологий, Интернета, интерактивной доски делают материал более наглядным и интерактивным.
 Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видео-уроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
 - полная замена деятельности учителя;

 - частичная замена;
 - фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
 - использование тренинговых программ;
 - использование диагностических и контролирующих материалов;
 - выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
 - использование компьютера для вычислений, построения графиков;
 - использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
 - использование игровых и занимательных программ.
     Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.  

     Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
     Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации  (тексг + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), использую игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
     Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. А это возможно только при непрерывном повышении педагогической компетентности в условиях модернизации, интенсификации и информатизации образовательного процесса. Кроме традиционной формы решения этого вопроса – курсов повышения квалификации – существуют и другие, не менее результативные и эффективные. Это поисковая и опытно-экспериментальная деятельность, участие  педагогов в  профессиональных конкурсах. Изучение опыта других педагогов, самоанализ собственной педагогической деятельности и его описание, дистанционное обучение, взаимообучение и самообразование, работа в профессиональных сообществах.

     Эффективной формой повышения педагогической компетентности является участие в работе профессиональных сообществ: во всероссийской сети творческих учителей, созданной Российской Академией повышения квалификации учителей (www.it-n.ru), ИТ – активных педагогов ( www.online-festival.ru), школьных экспертов (www.shoolexpert.ru) и других. Этот вид деятельности  позволяет использовать Интернет - технологии и знакомиться с опытом работы Российских педагогов и использовать разнообразные источники информации в профессиональной деятельности. Такая форма организации в подготовке и проведении учебных занятий дает широкий спектр новых возможностей, как учителю, так и его учащимся. Публикация материалов площадки на указанных сайтах позволяет услышать профессиональное мнение коллег со всех регионов России о своей работе. Таким образом, только непрерывное повышение профессиональной компетентности может способствовать самореализации личности педагога, его креативных способностей и способствовать постоянному росту его профессионального мастерства. И только такой педагог, саморазвивающийся и самосовершенствующийся, готовый меняться и работать в изменяющихся условиях способен перевести образовательный процесс на новое качество и давать  учащимся высокий уровень образования.

Список использованных источников
  1. 1. Уваров А.Ю. «Процесс информатизации школы: его оценка и управляемое развитие»
  2. 2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании
Ключевые слова  ИКТ, информационно-коммуникационная компетентность, методический уровень учителя

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.