Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе.

1 ГКООУ Саратовской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Санаторная школа-интернат г.Петровска", 2 ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г. Петровска"
Особую значимость в наше время приобретает формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся младших классов в становлении их информационной культуры, компьютерной грамотности. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Мой опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем:  большой объем информации; неумение работать с информацией; недостаточное количество наглядных пособий; некоторые темы являются достаточно сложными. Теперь каждый может проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно. ИКТ позволяет демонстрировать на уроке: • фото и видео животных, растений, памятников, городов. • можно демонстрировать отсканированные иллюстрации книг, карты, схемы и таблицы, • удобно проводить тесты, разгадывать кроссворды для проверки знаний, аудиозаписи «Голоса животных», и др., музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа. В своей работе я использую различные виды компьютерных программ. Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом, ярче представить образы русских царей от Ивана Грозного до Николая II. Microsoft PowerPoint можно также использовать и для тестирования. Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся. Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира. Еще одно из направлений использование ИКТ — использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс» включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников. Благодаря использованию данного материала по предмету у ребят повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к урокам, активно работают, стараются показать свои знания на уроках. Но еще большую пользу приносят презентации, которые создавали сами ребята. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением. Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ. Проверочные и контрольные работы по окружающему миру показывают положительную динамику усвоения знаний, общего уровня информированности. Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме; научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы.
Список использованных источников
  1. 1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7
  2. Вильямс и др. Компьютеры в школе. – М., 1998.
  3. 3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Программа и тематическое планирование для начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
  4. 4. Волкова А.И. развитие творческих способностей учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
  5. 5. Интернет в гуманитарном образовании // под. ред. Полат Е.С. – М.: Владос, 2001.
  6. 6. Материалы открытых Интернет-источников
  7. 7. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005.
  8. 8. Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Использование ИКТ на уроках окружающего мира

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.