Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Современные педагогические технологии, их роль в реализации ФГОС Тема: «Метод Сase – технологий»

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области"
Современные педагогические технологии, их роль в реализации ФГОС Тема: «Метод Сase – технологий» Сase -технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Метод case - технологий не столь известен по сравнению с широко распространенными методами активного обучения школьников. Еще менее опробован он в применении к математике в школе, поскольку в отличие от таких дисциплин как экономика, гуманитарные дисциплины и даже физика он предполагает разрешение участниками учебных групп проблемы, по своей сути, не имеющей однозначного решения. Метод case - технологий - это создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Сейчас многих школьников особенно 9-11 классов волнуют проблемы итоговой аттестации, и как приобретаемые знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы затраты времени, здоровья на изучение столь сложного предмета, например как математика. Case - технология - это метод ситуационного обучения. Преимущества метода case - технологии: 1. групповой характер познавательной деятельности; 2. творческий подход к познанию; 3. сочетание теоретического знания и практических навыков; 4. создание проблемных ситуаций и поиск оптимального решения. Как работать с Case – технологией. Этапы: 1. Подготовленный в письменном виде пример кейса. 2. Самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися. 3. Совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя. Следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения". Цели: 1. Знакомство с конкретным случаем и понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения 2. Поиск и оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной. 3. Развитие альтернативного мышления. 4. Углубленное изучение предмета. 5. Подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, ГИА; 6. Индивидуализация учебного процесса. Итог деятельности: 1. Резолюция: нахождение решения в группах. 2. Сопоставление и оценка вариантов решения. 3. Диспут: отдельные группы защищают свое решение 4. Аргументированная защита решений 5. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах .
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)

Современные педагогические технологии,

их роль в реализации ФГОС

 Тема: «Метод Сase – технологий»

Боровикова Екатерина Ивановна

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1р.п. Новые Бурасы

Новобурасского района Саратовской области».

Предмет математики столь серьезен,

что не следует упускать ни одной возможности

 сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является  деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

В условиях реализации требований ФГОС современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков поэтомунаиболее актуальными становятся следующие технологии:

Информационно – коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Проектная технология

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии

Технология проблемного обучения

Игровые технологии

Модульная технология

Технология мастерских

Кейс – технология

Технология интегрированного обучения

Педагогика сотрудничества.

Технологии уровневой дифференциации

Групповые технологии.

Традиционные технологии (классно-урочная система)

Как же  превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка, используя данные технологии? Да просто выбрать самую интересную, такую например как Кейс-технология. Что же это такое?

Сase-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. 

Метод case - технологийне столь известен по сравнению с широко распространенными методами активного обучения школьников. Еще менее опробован он в применении к математике в школе, поскольку в отличие от таких дисциплин как экономика, гуманитарные дисциплины и даже физика он предполагает разрешение участниками учебных групп проблемы, по своей сути, не имеющей однозначного решения.

Метод case - технологий- это создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Сейчас многих школьников особенно 9-11 классов волнуют проблемы итоговой аттестации, и как приобретаемые знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы затраты времени, здоровья на изучение столь сложного предмета, например как математика.Case - технология - это метод ситуационного обучения.

Преимуществаметода case - технологии:

1.     групповой характер познавательной деятельности;

2.     творческий подход к познанию;

3.     сочетание теоретического знания и практических навыков;

4.     создание проблемных ситуаций и поиск оптимального решения.

Как работать с Case – технологией.

Этапы:

1.      Подготовленный в письменном виде пример кейса.

2.      Самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися.

3.      Совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя. Следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".

 

Цели:

1.                  Знакомство с конкретным случаем и понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения

2.                  Поиск и оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной.

3.                  Развитие альтернативного мышления.

4.                  Углубленное изучение предмета.

5.                  Подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, ГИА;

6.                  Индивидуализация учебного процесса.

 

Итог деятельности:           

1.      Резолюция: нахождение решения в группах.

2.      Сопоставление и оценка вариантов решения.

3.      Диспут: отдельные группы защищают свое решение

4.      Аргументированная защита решений

5.      Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах      .

Время, отведенное на работу с любым   кейсом можно выполнить как за одно, так и несколько  занятий, в зависимости от сложности задания.

 Например, за три. На первом занятии составляется индивидуальный план, каждый обучающийся или группа получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, электронную рабочую тетрадь и т.д. 

На втором занятии после домашнего ознакомления с представленными  материалами все участники имеют возможность,  провести их обсуждение внутри группы, или рассмотреть, индивидуально задавая вопросы учителю и потом разработать начальный вариант подхода к разрешению проблемы.

Изучая материал курса, ученик или группа может запрашивать помощь по электронной почте, для проверки отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ.

На третьем занятии уже происходит представление предложений, одобренных в группах или индивидуально, сопоставление результатов, по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.

Памятка для  работы ученика с кейсом:

Ученик  или группа учеников получают определенный набор материалов и заданий и имеют возможность спокойно над ними подумать, а потом отправить (или сдать) выполненную работу проверяющему, это очень эффективно.  Ведь многим детям нужен индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребенок способен работать в коллективе.

1.     Знакомство с ситуацией, её особенностями;

2.     Выделение основной проблемы (проблем),

3.     Предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4.     Анализ последствий принятия того или иного решения;

5.     Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Виды кейсов:

1.     Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

2.     Мультимедиа кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

3.     Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы). Его минусом является ограниченная возможность многократного просмотра, а значит, искажение информации и ошибки.

Типы кейсов:

1.     Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

2.     Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

3.     Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».

Примерная структура кейса:

1.     Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.     Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.     Комментарий ситуации, представленный автором

4.     Вопросы или задания для работы с кейсом

5.     Приложения

Простой пример применения кейс-технологии при подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе на дополнительном занятии.
Кейс «Решение текстовых задач, 2 часть № 22»

Тип кейса: исследовательский

Содержание кейса

Задание: Задачи на совместную работу, встречающийся в вариантах ОГЭ вызывают у некоторых наших учеников затруднения при решении. А задачи на движение вы успешно решаете. Сегодня Вам предоставляется шанс научиться решать задачи на совместную работу так же легко, как и на движение.Желаю успехов и увлекательной работы!

Проблема: как используя задачи на движение, научиться решать задачи на совместную работу.

Цель: организовать поиск, сбор и изучение информации о задачах на движение и совместной деятельности.

Каждый ученик  получает свою задачу:

Например:

Первая труба пропускает на 4 литра воды в минуту меньше, чем вторая труба. Сколько литров в минуту пропускает первая труба, если резервуар объемом 48 литров она заполняет на 3 минуты дольше, чем вторая труба.

Исследование проведите по схеме:

1.     Запишите условие задачи на совместную работу в виде таблицы для условия  задачи на движение без единиц измерения, используя знаки скорость, время расстояние, запишите их простым карандашом.

2.     Составьте решение задачи, используя формулы скорость, время, расстояние.

3.     Решите задачу и получите ответ.

4.     Сотрите слова скорость, время, расстояние  и поставьте вместо них объем работы,  скорость работы, производительность.

5.     Расставьте единицы измерения данные по задаче на совместную деятельность.

6.     Опишите, что вы получили?Сделайте общие выводы.

Задачи на совместную работу решаются также как и задачи на движение с помощью одной единственной формулы S=vt. С одним лишь отличием, что вместо букв S и t применяются буквы А и р, где А - объем работы, а величина р - скорость работы, которая носит специальное название - производительность. Она показывает, сколько работы сделано в единицу времени. Формула имеет вид А=рt. Для того, чтобы было легче и понятнее можно буквы оставить те же, что и в задачах на движение. В итоге приходим к такому же уравнению.

Список используемых ресурсов:

http://fgos-shkola14nv.narod.ru/37.htm

 

Список использованных источников
  1. http://fgos-shkola14nv.narod.ru/37.htm
Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  Метод Сase – технологий, ФГОС.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.