Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Обзор Open Source программ для учебного процесса

Авторы: Званцов Егор Анатольевич 1, Новикова Ольга Васильевна 2
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №28 г. Химки, 2 МБОУ СОШ №28 г.о. Химки
В докладе рассмотрены бесплатные программные продукты, которые могут использоваться на уроках, внеурочных занятиях и факультативах в школе
Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире. Именно школу в первую очередь затрагивают все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится и применение ИКТ. Типичная проблема школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Обзор Open Source программ для учебного процесса

Званцов Е.А. учитель информатики МБОУ СОШ №28 г. Химки

Новикова О.В. директор МБОУ СОШ №28 г. Химки

Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. 
Начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире. Именно школу в первую очередь затрагивают все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится и применение ИКТ. 
Типичная проблема школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Ключевой проблемой остается  модернизация не содержания предмета, а расширение использования современных образовательных технологий при его изучении, поскольку качество образования невозможно обеспечить только путем увеличения объемов учебной информации, подлежащей освоению, или ее особого изменения и  структурирования.

Очень важным вопросом является роль преподавателя в новой системе обучения. Совершенно ошибочным является мнение о том, что можно полно­стью заменить преподавателя компьютером. Цель информатизации не в «оттеснении» преподавателя на «обочину» учебного процесса путем передачи возможно большего числа его функций компьютерам, а в изменении характера взаимодействия преподавателей и студентов в сторону большей интеллектуальной насыщенности, в создании для студентов возможности перехода от чисто исполнительских пассивных задач к творческим, таким, как постановка и решение все более сложных проблем. Не просто учить предмету, а учиться самостоятельно работать под руководством преподавателя - главная задача современного образования.

Ниже представлен обзор самых современных  программных продуктов, способных помочь преподавателю разнообразить свои уроки:

Открываем законы родного языка, математики и природы

1.      ИУМК разработан в условиях тесного сотрудничества специалистов по методике обучения младших школьников конкретным предметам и специалистов в области информационных технологий.

2.      ИУМК – интегрированный комплекс, он включает материалы по русскому языку, математике и окружающему миру, как отдельно по каждому предмету, так и интегрированные материалы.

3.      ИУМК направлен  на взаимосвязанное формирование информационной и предметных компетенций младших школьников, на развитие их  умственных действий.

4.      ИУМК обеспечивает поддержку начального образования по любому комплекту, независимо от программы, не заменяя основные учебные пособия, а дополняя их. ИУМК разработан  с ориентацией на требования стандарта.

5.      В ИУМК учтены: возрастные познавательные возможности младших школьников; преимущества информационных технологий; специфика содержания учебных предметов.

6.      ИУМК дает возможность диагностики и сохранения результатов обучения.

7.      ИУМК  полифукционален. Он предназначен для учителя и для учащихся, но может быть использован родителями. ИУМК поможет при подготовке и проведении урока, во внеурочное время, для дополнительных занятий, для самостоятельного изучения материала учеником или восполнения пробелов в его знаниях, для консультаций детей и родителей.

8.      Инструментальная среда имеет сетевую версию.

9.      Инструментальная среда открытая, ее может пополнять каждый учитель. Он может использовать готовые материалы медиатеки, тестовые задания, фрагменты уроков, а также на их основе создавать собственные. Тем, что создал один учитель, могут воспользоваться и другие учителя, если автор не наложил запрет.

ИУМК позволяет реализовать приемы личностно-ориентированного обучения, т.к. дает возможность:

1) осуществлять уровневую дифференциацию: по степени сложности заданий, по степени самостоятельности выполнения (с подсказками, с опорой на зрительный образ или без них), по объему заданий, по времени их выполнения;

2)  учитывать индивидуальные особенности детей по способам восприятия и переработки информации, т.к. она представлена в разных видах: словесно (текст можно прочитать и услышать), предметно, знаково-символически, на динамических моделях (в анимации) и статических схематических моделях (таблица, схема, условный рисунок или чертеж);

3) использовать компьютерный инструмент для оценивания достижений учащихся.  

               Scilab– бесплатный математический продукт, который содержит сотни математических функций. Он имеет язык программирования высокого уровня, обеспечивающий  доступ к сложным структурам  данных, 2-D и 3-D графические функции.

Большое количество функциональных возможностей включены в Scilab:

Математика и моделирование

Для обычных инженерных и научных приложений, включая математические операции и анализа данных.

2-D и 3-D визуализация

Графика функции для визуализации, аннотирования и экспорта данных и множество способов создания и настройки различных типов диаграмм и графиков.

Оптимизация

Алгоритмы решения ограничены и неограниченные непрерывные и дискретные проблемы оптимизации.

Статистика

Инструменты для выполнения анализа данных и моделирования

Система управления Дизайн & Анализ

Стандартные алгоритмы и инструменты для системы управления исследования

Обработка сигнала

WolframAlphaпереводит естественно-языковые вопросы в формат, понятный для компьютеров, что позволит производить вычисления и поиск через триллионы единиц «Кураторов данных» с использованием миллионов строк алгоритмов для предоставления пользователю ответов. 

Wolfram Alpha не возвращает перечень ссылок, основанный на результатах запроса, а вычисляет ответ, основываясь на собственной базе знаний, которая содержит данные о математике, физике, астрономии, химии, биологии, медицине, истории, географии, политике, музыке, кинематографии, а также информацию об известных людях и интернет-сайтах. Он способен переводить данные между различными единицами измерения, системами счисления, подбирать общую формулу последовательности, находить возможные замкнутые формы для приближенных дробных чисел, вычислять суммы, пределы, интегралы, решать уравнения и системы уравнений, производить операции с матрицами, определять свойства чисел и геометрических фигур.

 

VirtualDub — свободная утилита для захвата, монтажа и редактирования видеопотока для платформы Windows. Может использоваться для простых линейных операций над файлами формата видео. Также VirtualDub может использовать встроенные фильтры или подключаемые модули сторонних разработчиков.

·         Основные функции: Вырезание и склеивание

·         Конвертацияперекодирование видеофайлов

·         Видеозахват (преобразование аудио и видео потоков в видеофайлы)

·         Замена звуковой дорожки оригинала на звук из файлов .AVI, .avs, .dat, .divx, .m1v, .mpeg, .mp3, .mpg, .mpv, .vdr, .wav, .w64

·         Работа с несколькими звуковыми дорожками.

·         Наложение фильтров

·         По умолчанию работа с .AVI, .dat, .divx, .mpeg, .mpg, .mpv.

·         Работа с VOBMPEG-2, AC-3, FLIC, FLV, FLI, FLC, MOVMP4, PVN, 3GPWMAWMVASF, (с помощьюплагинов).

·         Распределённая работа на нескольких компьютерах в сети.

·         Резка и склеивание по ключевым кадрам.

·         Добавление/отрезание звуковой дорожки.

·         Работа со звуковой дорожкой без рекомпрессии видео и наоборот.

 

Анализируя опыт внедрения вышеперечисленного ПО в учебный процесс, можно отметить ряд преимуществ:

·         появился мощный инструмент для проведения интегрированных практических работ между различными предметами

·         легкодоступная справочная информация

·         повышение творческой активности и компетенций учащихся

·         создание единой базы данных уроков в начальной школе

·         обмен методическими разработками среди учителей

·         накопление методического опыта в школе

·         отход от показа стандартных презентаций

·         индивидуализация работы учащихся

·         рост объемов выполняемых заданий

·         рост интенсивности уроков

Использование открытого программного обеспечения в школе позволяет значительно расширить образовательные горизонты. Использование бесплатных аналогов, зачастую дорогих программных продуктов позволяют не только сэкономить, но и значительно расширить ИКТ- компетенции учащихся и учителей.

Список использованных источников
  1. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов. // Высшее образование сего¬дня, 2004. – № 8. С. 34 – 41.
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  Программный продукт, информатизация,

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.