Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Аудиозаписи "рассказов" о специальности как средство обучения студентов устной научной речи

Автор: Матяшевская Ангелина Игоревна, Кандидат филологических наук
ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
В статье рассматриваются особенности устной научной речи аспирантов технических специальностей. Результаты могут использоваться в развитии профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов.

Вопрос о характерных особенностях научного стиля и свойствах его разновидностей имеет особую значимость в рамках обучения студентов основам переводоведения и языка для специальных целей, а также при подготовке к участию в международных конференциях и научных фестивалях. Устная научная речь рассматривалась нами в рамках "Исследования возможностей русского языка с позиций теории и практики эффективности коммуникации в разных сферах жизни человека" [1] с опорой на данные коллективных монографий [2; 3; 4]. Материалом исследования послужили ориентированные на неподготовленного слушателя "рассказы" о своей научной работе сиудентов, магистрантов, аспирантов СГУ и СГТУ. В рамках данной статьи особенности устной научной речи были показаны на примере диктофонной записи аспиранта СГТУ по специальности "Системный анализ, управление и обработка информации".

Хотя общее содержание "рассказа" о специальности предварительно обдумывалось говорящим, одним из определяющих построение речи факторов являлась невозможность тщательного отбора языковых средств в условиях непрерывности, необратимости речевого потока. Этим объясняется довольно частое появление негладких конструкций, а также перестройки фраз на ходу, которые отражают изменение замысла аспиранта в процессе текстопорождения. Еще одним свойством устной научной речи является нечёткость деления на предложения в отсутствие графического членения текста, которая во многом компенсируется супрасегментными средствами, а также успешно снимается при помощи последовательной связи высказываний. Кроме того, для преодоления риска неполного понимания информации огромное значение имеет использование дискурсивов [5], дающих говорящему обширные возможности для активизации внимания слушателя.

По мнению лингвистов, одной из причин коммуникативных рисков в научной речи является непонимание важности учёта говорящим степени подготовленности адресата к восприятию специальной информации [6]. Столь важные для научно-популярной разновидности простота и ясность изложения создавались аспирантом при помощи проведения развёрнутых сравнений из повседневной жизни. Подобное своевременное включение в текст "рассказа" второстепенной информации можно признать функционально обусловленным: этот приём позволяет аспиранту установить контакт с адресатом, заинтересовать и расположить к себе неподготовленного в данной научной области слушателя, тем самым настроив его на более полное восприятие основной научной информации. 

Проведённый эксперимент позволил проследить зависимость признаков научного стиля от устной формы речи и ряда прагматических факторов коммуникации. Использование аудиозаписей "рассказов" о специальности в подготовке студентов даёт возможность показать, что отдельные негладкие конструкции не являются препятствием к восприятию основного содержания устного сообщения. Тем самым, преподаватель предостережёт учащихся от переноса особенностей научной статьи в устное выступление на конференции. Кроме того, такой вид заданий акцентирует внимание студентов на необходимости учёта характеристик адресата речи и, следовательно, является неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов к эффективной научной коммуникации.

Список использованных источников
  1. Сиротинина О. Б. Лингво-философские размышления как результат многолетнего мониторинга речи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 5–11.
  2. Современная русская устная научная речь. Том 1. Общие свойства и фонетические особенности / под ред. О.А. Лаптевой. Красноярск, 1985. 336 с.
  3. Современная русская устная научная речь. Том 2. Синтаксические особенности / под ред. О.А. Лаптевой. Москва, 1994. 416 с.
  4. Современная русская устная научная речь. Том 3. Текстовые, лексико-грамматические и словообразовательные особенности / под ред. О.А. Лаптевой. Москва, 1995. 272 с.
  5. Матяшевская А. И. Использование материалов онлайн журнала AEON при обучении студентов основам английской научной речи // Информационные технологии в образовании «ИТО-Саратов-2016». Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 247-251.
  6. Рискогенность современной коммуникации и роль коммуникативной компетентности в её преодолении / Байкулова А.Н., Викторова Е.Ю., Дегальцева А.В., Дегальцева М.Н., Кормилицына М.А., Куликова Г.С., Матяшевская А.И., Милёхина Т.А., Сиротинина О.Б., Уздинская Е.В., Яхина Д.И., 2015. 188 с.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Устная научная речь, помощь адресату, коммуникативная компетентность

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.