Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ – ШКОЛА БУДУЩЕГО СЕГОДНЯ

Автор: Боброва Ирина Ивановна, Кандидат экономических наук, Член-корреспондент МАНПО
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1575"
В статье представлен опыт использования возможностей современных информационных технологий в рамках образовательного учреждения в условиях углубленной информатизации образования и реализация цифрового проекта «Московская электронная школа». Ключевые слова: информатизация образования, открытая информационно-образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, московская электронная школа, российская электронная школа.
В сентябре 2017 года в Москве состоялась торжественная церемония подписания Соглашения о взаимодействии между Минобрнауки РФ и Правительством Москвы по вопросам, связанным с формированием открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа», важным элементом которой становится уникальный проект, запущенный и реализуемый в столице с 2015 года, «Московская электронная школа» (МЭШ). Объединение электронных образовательных ресурсов города Москвы и России должно стать одним из важных шагов на пути формирования цифровой экономики в стране. 
Основными целями направления программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [3], касающегося кадров и образования, являются cоздание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России. В первую очередь это касается профессионального образования, непосредственно готовящего кадры, но цифровизация, информатизация учебного процесса, использование современных технологий не может не пронизывать все уровни образования современной общеобразовательной школы, потому что цель образования – сформировать выпускника, который будет конкурентоспособен в будущем.
Вопрос внедрения технологий будущего и инновационных решений стоит достаточно остро. Всемирное исследование использования цифровых технологий экономиками стран для повышения конкурентоспособности и благосостояния (2016 год) показало, что Россия находится лишь на 41 месте по готовности к цифровой экономике, значительно уступая десятке лидирующих стран [3]. В то же время Москва может быть локомотивом развития цифровой экономики в стране: в рейтинге готовности крупнейших городов и агломераций мира к внедрению технологий будущего она находится на уровне, сопоставимом с Нью-Йорком, Лондоном и Токио, входит в пятерку мировых лидеров [1].
В результате успешного пилота все школы Москвы с 2017 года начинают подключаться к проекту МЭШ. Сегодня мы находимся на этапе активного внедрения как технологической (аппаратной), так и контентной  составляющих проекта в образовательную систему школы. Техническая составляющая проекта – это оборудование, необходимое для полноценного использования возможностей облачной платформы: высокоскоростной Wi-Fi, точки доступа беспроводной сети, позволяющие пользователям защищённо использовать платформу в любом месте школы, интерактивные панели со встроенным компьютером, возможностью выхода в платформу и Интернет, ноутбуки и планшеты. 
В соответствии с государственным контрактом поставщики оборудования производят в школе установку и настройку сетевого и инфраструктурного оборудования, специализированных интерактивных устройств, оборудования учебных классов (рабочие места учителей), о чем Поставщиком и Пользователем составляется и подписывается Технический акт. Установка и настройка оборудования учебных классов включает сборку и монтаж оборудования; расстановку оборудования согласно Паспорту объекта, соединение компонентов технического решения согласно технической документации универсальной модели, проверку прохождения сигналов связи между компонентами технического решения, включение оборудования, инициализацию предустановленной операционной системы и оборудования, проверку функционирования каждой единицы оборудования согласно базовым режимам эксплуатации, указанным в инструкции производителя, установку программного обеспечения на средства вычислительной техники (операционная система, средства антивирусной защиты), проверку функционирования базовых компонентов программного обеспечения согласно базовым режимам эксплуатации.
Контентная часть включает в себя общегородской электронный журнал и дневник (расписание уроков, программы учителей по предметам, оценки, задания для самостоятельной работы, новости о школьных и городских мероприятиях, портфолио достижений учащихся, расписание экзаменационных мероприятий), а также библиотеку электронных образовательных материалов (интерактивные сценарии уроков, тесты, тестовые задания, электронные хрестоматии, пособия, электронные учебники, задачники, а также медиаресурсы – образовательные ролики, видеообъяснения учителей, виртуальные лаборатории и др.). С электронным журналом и дневником интегрирована система регистрации прохода учащихся в школу.
На сегодняшний день особое внимание мы уделяем созданию учителями сценариев уроков при помощи конструкторов, которые позволяют воспроизводить учебный контент по этапам урока на разных устройствах: на интерактивной панели (контент, предназначающийся для просмотра классом), на устройстве учителя (материал для учителя), на устройствах учащихся (контент, предназначенный для работы учащихся на уроке). Для обеспечения качества материалов к их созданию подключаются и специалисты − разработчики образовательных материалов. С требованиями к сценариям уроков можно ознакомиться в материалах сборника XXVIII Международной конференции «Современные информационные технологии в образовании» [2, с. 300-302]. Учителя, разработавшие лучшие электронные сценарии, получают грант за вклад в реализацию проекта. Так, в сентябре 2017 года три педагога нашей школы были отмечены грантом, благодаря их разработкам библиотека электронных образовательных ресурсов пополнилась качественными образовательными материалами.
Важной составляющей развития проекта является подготовка педагогов к работе в МЭШ. Московским институтом открытого образования (МИОО) предлагается целый пакет курсов повышения квалификации по вопросам проведения урочных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся с использованием ресурсов МЭШ, технологии создания электронных образовательных материалов, электронных сценариев уроков, реализации метапредметного подхода и формирующего оценивания, организации учебного проектирования и исследования и др.
Эффектами от возможности работать на платформе МЭШ являются:
- обеспечение доступности образования всем категориям обучающихся, в том числе дистанционно;
- предоставление возможности учащимся учиться по качественным материалам, при помощи самых опытных учителей, что гарантирует качество каждого урока и рост качества образования;
- расширение спектра компетентностей педагога и экономия временных ресурсов, обмен опытом работы на новом уровне;
- получение родителями полной информации об учебе своего ребенка, доступа к полезным ресурсам. 
Таким образом, «Московская электронная школа» — инновационный проект, меняющий лицо школьного образования столицы, делающий школу школой будущего уже сегодня, открывающий перспективы изменения российского образования в целом. 
Список использованных источников
  1. Будущее близко: индекс готовности городов. Специальный предварительный выпуск нового исследования PwC в России. Июль 2017. URL: http://www.pwc.ru/ru/publications/cities-readiness-rating.html (дата обращения: 25.09.17)
  2. Материалы XXVIII международной конференции «Современные информационные технологии в образовании». 27 июня 2017 г., Троицк – Москва. URL: http://ito.bytic.uploads/files/conf_2017.pdf (дата обращения: 25.09.17)
  3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 22.09.17)
Вид представления доклада  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.