Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ WorldSkills

Авторы: Королева Светлана Ивановна 1, высшая категория, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, Неутолимов Анатолий Яковлевич 2, Ежов Сергей Олегович 3
1 ОГБОУ СПО "Ульяновский электромеханический колледж", 2 ОГБПОУ «Ульяновский электромеханический колледж», 3 ОГБПОУ «Ульяновский электромеханический колледж».
В статье представлена роль информационных технологий при модернизации среднего профессионального образования в соответствии ФГОС СПО с профессиональными стандартами и международными стандартами WorldSkills.
Модернизация образования в России,выпускник, освоив программу СПО, соответствовал бы требованиям стандартов ФГОС СПО, профессиональным стандартам и международным стандартам WorldSkills.

Основной задачей модернизации образования в России является обновление качества образования. Новые ФГОС СПО выступают в качестве инструмента обновления и модернизации процесса подготовки рабочих кадров в соответствии с профессиональными стандартами и техников. Новые ФГОС СПО вводят в практику колледжей и техникумов технологию преподавания учебных дисциплин и профессиональных модулей так, чтобы выпускник, освоив программу СПО,  соответствовал бы требованиям стандартов  ФГОС СПО, профессиональным стандартами международным стандартам WorldSkills. Проведение демонстрационного экзамена по стандартам WSR в рамках ГИА в  колледже должно дать  выпускнику возможность  без дополнительных усилий и  испытаний получить у работодателя предложение о работе.

В рамках области своей профессиональной деятельности выпускник специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий осуществляет организацию монтажа, наладки, ремонта и эксплуатации силового и осветительного электрооборудования электрических сетей промышленных и гражданских зданий, обеспечивает безопасное и надежное снабжение электроэнергией, выполняя работу в соответствии с действующими сводами правил. Работа включает в себя монтаж и наладку электрооборудованияи электрических сетейпромышленных и гражданских зданий. Он должен диагностировать и устранять неисправности систем, аппаратов и компонентов. Современный техник  должен уметь программировать и сдавать в эксплуатацию системы автоматизации домов и зданий.

Сегодня как никогда, актуальна тема внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс образования. В этой связи создание электронных учебников и методических пособий, электронных тестов и тестирующих программ, виртуальных лабораторий является жизненно необходимым для учебно-методического комплекса с целью получения качественного образования. Так же оно позволяет обучаться не только «здесь и сейчас», но и дистанционно.

Развитие информационно-коммуникационных технологий и их массовое внедрение в процесс обучения способствует активному моделированию. Его использование в учебном процессе дает возможность моделировать работу реальных технических устройств, не требует огромных затрат времени и материальных ресурсов, а в некоторых случаях дает возможность моделировать работу технических устройств, разработка или изучение которых в реальных учебных лабораториях невозможна.

Как известно, для создания современных электронных систем и устройств используют информационное математическое и физическое моделирование [1; 4]. Поэтому, альтернативой к классическому выполнению работ лабораторного практикума – есть постановка опытов в виртуальной лаборатории на персональном компьютере. Работа в виртуальной лаборатории способствует проведению большего количества опытов за то же время, при этом студенты остаются застрахованными от ошибок связанных с поломкой оборудования и элементов, от поражения электрическим током.

Так при изучении учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  внимание должно быть  отведено не только получения навыков работы в программе «КОМПАС-3D», но и изучению схемотехники.  В результате изучения схемотехники студенты получают умения строить базовые и комбинационные схемы, выполнять программирование  реле для дискретных локальных систем  в специализированной среде  OWENLoqic. Так программируемое реле  ПР110 предназначено для построения простых автоматизированных систем управления, а также для замены релейных систем защиты и контроля. Специальная обучающая программа на компьютере способна  моделировать  работу запрограммированного устройства. Изучение компьютерной схемотехники с помощью нового метода познания – компьютерного моделирования, способствует не только получению твердых знаний, умений и навыков студентами в конкретной предметной отрасли, но и способствует заинтересованности студентов будущей профессии в целом. Таким образом, у студента формируются профессиональные компетенции с владением информационными технологиями. 

Получение навыков работы в программе «КОМПАС-3D» открывает больше возможностей в моделировании аналоговых и цифровых схем. В основе программы «КОМПАС – 3D» лежит парадигма трехмерного и поверхностного моделирования. Чертежно-графический редактор «КОМПАС» позволяет использовать многочисленные библиотеки стандартизованных элементов и изделий, а также поддерживает все требования стандартов ЕСКД по созданию конструкторской документации по созданию чертежей, схем и планов зданий и сооружений. [4].

Однако информационные технологии не смогут заменить реального процесса по выполнению студентом монтажа схемы силового и осветительного электрооборудования и выполнение наладочных работ после проверки смонтированной схемы. Поэтому умения работать руками, выполнять электромонтажные работ остается одной из главных умений. А роль преподавателя в этом направлении не заменить ИКТ.

В заключении хотелось бы обратить внимание и на то, что технология создания электронных учебников, тестов и прочих электронных ресурсов  достаточно трудоемка и включает много этапов. Преподавателю одному не под силу это выполнить, а значит государство должно взять на себя задачу обеспечение учебного процесса всеми необходимыми электронными ресурсами.

Осуществление обучения в рамках ФГОС, WS и профессионального стандарта также затруднительно из-за несовершенства материальной базы учебного заведения и различных требований работодателей-партнеров, т.к. нет конкретного заказа от работодателя одного, а есть несколько предприятий со своими особенностями.

Список использованных источников
  1. 1. Бабич Н.П. Компьютерная схемотехника. Методы построения и проектирования: Учебное пособие / Н.П. Бабич, И.А. Жуков. – К.: МК-Пресс, 2014. – 576 с.
  2. 2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография/Под редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО 2013 – 320с.
  3. 3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 512 с.
  4. 4. Рычкова А.В., Тельной В.И., Царева М.В. Разработка трехмерных моделей при проведении занятий по компьютерной графике // В сборнике: «Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании» – Сборник материалов Международной научной конференции. Ответственные редакторы: Т.И. Квитка, И.П. Молчанова. – 2015. – С. 332–334.
  5. 5. Тельной В.И., Рычкова А.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении курса инженерной графики // Вестник МГСУ. – 2015. – № 1. – С. 120–128.
  6. 6. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  7. 7. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214728.pdf
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование
Ключевые слова  модернизации образования в России, выпускник, освоив программу СПО, соответствовал бы требованиям стандартов ФГОС СПО, профессиональным стандартам и международным стандартам WorldSkills, ИКТ, создания электронных учебников, тестов и прочих электронных ресурсов.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.