Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование IT технологий при обучении английскому языку в целях повышения качества образования.

Автор: Волкова Юлия Владимировна, грамота от департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 города Поворино
По сравнению с прошлым веком условия жизни, формирование и обучения личности резко изменяются. В двадцать первом веке огромное внимание уделяется человеку как личности - его осознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Очевидно, что потребность в такой подготовке подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и глубоко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы, достаточно высока. Одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени. В наши дни стремительное развитие техники привело к технизации современного общества, которая, расширяя возможности человека, влечет за собой изменения в системе жизненных ценностей. Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Если рассматривать урок как социальный заказ общества в системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Информационное образовательное пространство пока только начинает наполняться. Для того чтобы избежать бессистемности и некомпетентности необходимо, чтобы учителя-предметники с многолетним опытом работы вносили свой вклад в заполнение этого информационного ресурса. Мне бы хотелось рассмотреть использования информационных технологий на старшем этапе изучения английского языка, применить их к формированию различных речевых умений и навыков. Работа с сетью Интернет и компьютерными программами как средством обучения иностранному языку войдет в повседневную практику преподавания во всех учебных заведения, а метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.
Вопрос интеграции информационных технологий в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета и компьютера как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания. Основной целью обучения английскому языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной вступать в межкультурную коммуникацию. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения английским языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернет в обучении иностранным языкам. На основании опыта можно сделать вывод об огромной роли информационных технологий при изучении английского языка.

   Одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка  и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени. В наши дни стремительное развитие техники привело к технизации современного общества, которая, расширяя возможности человека, влечет за собой изменения в системе жизненных ценностей. Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Если рассматривать урок как социальный заказ общества в  системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

      Информационное образовательное пространство пока только начинает наполняться. Для того чтобы избежать бессистемности и некомпетентности необходимо, чтобы учителя-предметники с многолетним опытом работы вносили свой вклад в заполнение этого информационного ресурса. В современных условиях актуальным является создание информационно-образовательного пространства для формирования личности.

  Широкое использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании иностранного языка. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.

 Эффективным средством реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранному языку является использование электронных учебных пособий. Объем такого пособия, по сравнению с аналогичным печатным, на порядок выше. Электронные учебные пособия предоставляют учащимся гораздо более широкие возможности работы. Возможен выбор приемлемого уровня сложности, переход на другой уровень сложности. Электронные пособия, содержащие интерактивные игры, анимацию, помогают решать проблему мотивации: занимательность, разнообразие заданий, смена видов деятельности, привнесение элементов творчества- все это способствует оптимизации учебного процесса.

   Появление Интернет как еще одного мощного инструмента в образовании

стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

   При изучении иностранного языка, при овладении различными видами речевой и неречевой деятельности существует тенденция использования современных информационных технологий, которые позволят учащимся в полной мере овладеть необходимыми навыками.

    Компьютерные программы и Интернет сравнительно недавно стали внедряться в образовательный процесс. И в настоящее время некоторые преподаватели игнорируют данные ресурсы, считая привычный им урок более интересным и продуктивным.

     Мне бы хотелось рассмотреть использования информационных технологий на старшем этапе изучения английского языка, применить их к формированию различных речевых умений и навыков.

      Предметом данной работы является особенности использования Интернета и компьютера на уроках английского языка в старших классах.

  Варианты использования ресурсов Интернет на уроках иностранного языка: аутентичный материал для чтения; аудиотексты, при необходимости адаптированные путем сокращения; обсуждение электронных писем; лингвистический анализ определенных сообщений, высказываний, содержащих фразеологизмы, идиомы, пословицы, поговорки; художественные произведения авторов страны изучаемого языка, полученных в виртуальных библиотеках; электронные справочники; участие в Интернет - проектах. Так как регулярное использование Интернета делает процесс обучения языку более привлекательным для учащихся. Здесь они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. В первую очередь это касается таких тем, как «Спорт», «Музыка», «Мода» и так далее. Благодаря электронной почте и различным тематическим чатам учащиеся могут пообщаться со сверстниками – носителями языка. Они расширяют свой словарный запас, в первую очередь, обиходную лексику. Учащиеся сами могут участвовать в подборе материала для урока и чувствуют себя более уверенно.

       Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Но не следует забывать, что в процессе обучения существуют определенные цели, которые необходимо осуществлять в процессе обучения. И Интернет со своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей. Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму.               Следовательно, для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный момент времени овладевает. Использование же Интернет-ресурсов помогает нам в определенной мере объединить овладение выше сказанными навыками и позволить учащимся в комплексе изучить иностранный язык.     Использование сети Интернет на уроках английского языка дает возможность разнообразить работу по обучению учащихся всем видам речевой деятельности.

Сейчас я уже не представляю себе современный урок без использования информационных технологий. IT стало неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам и развивает наглядно-образное мышление. И все это, я уверенна, ведет к новой системе знаний, изменению сознания. Применение IT в процессе обучения в школе дает возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся, интенсифицировать учебный процесс. Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.

Применение компьютерных технологий на уроках английского языка становиться высокоэффективным творческим реализующим фактором использования разнообразных форм развития, воспитания и обучения.       В процессе работы ученики получают актуальную страноведческую информацию: как живут англичане, что они едят, в каких домах живут и так далее. Но не только это является положительным результатом проведения Интернет - проектов. Обучающиеся знакомятся с огромным количеством новых данных, аутентичных текстов, при этом у учеников возникают положительные эмоции оттого, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, они не зря занимаются его изучением. Этот факт становится мощным стимулом для дальнейшего изучения английского  языка. Попутно ученики обогащают свой словарный запас. На своих уроках и внеурочных занятиях я использую обучающие компьютерные программы у УМК « Enjoy English», «Английский с удовольствием» (ФГОС) М.З. Биболетовой. Эти программы включают в себя и грамматический справочник, лексические, грамматические, фонетические упражнения, коммуникативные задания и языковые игры разного уровня.   После выполнения заданий, у учащихся есть возможность сохранить свои результаты, чтобы иметь возможность самостоятельно оценить свои знания, а при необходимости попытаться улучшить свой результат в следующий раз.

  

   Важным аспектом использования IT на уроках  английского языка является проектная деятельность в сочетании с мультимедийной  презентацией.   Общеизвестно, что мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения английскому языку. Учащиеся используют Интернет для сбора материала. И моя цель как учителя - научить моих учеников ориентироваться в безграничном информационном пространстве. Эти проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска в письменном виде. Следует заметить, что акцент здесь делается на навыки письменной речи и не подходит для начального этапа обучения английскому языку. Такие проекты можно предложить ученикам, начиная со второго полугодия.Нам, педагогам, стоит учитывать и помнить, что современные дети с раннего возраста начинают пользоваться компьютером, айфоном, планшетом и другими средствами информационных технологий. Порой они лучше учителя владеют ими и готовы работать на этих гаджетах круглые сутки, поэтому нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения. Но использование инновационных технологий учителем дает более эффективный результат поставленных целей и задач. Использование ИКТ отвечает целям информатизации начального среднего образования и требования ФГОС.

    На основании вышесказанного можно утверждать, что использование ИКТ является перспективным направлением в обучении английскому языку и нуждается в дальнейшем исследовании.

 

 

 

 

Список использованных источников
  1. 1. Владимирова Л.Н. Интернет на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе», 2002, № 3 с. 39-41
  2. . Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку. Журнал «Иностранные языки в школе», 2001, № 5 с. 40-43
  3. Инновационные технологии как средство достижения высокого качества образования по предметам филологического цикла. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции 15-25 декабря 2013 г. Воронеж 2013
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  ФГОС- Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.