Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Реализация информационных технологий в военно-прикладных дисциплинах образовательных учреждений Росгвардии

Саратовский Военный Краснознаменный Институт внутренних войск МВД России
В статье рассматриваются проблемы реализации информационных технологий в образовательном процессе вузов войск национальной гвардии РФ. В частности, разбирается вопрос о применении технических средств на занятиях по военно-прикладным дисциплинам таким как «огневая подготовка» и тактика применения войск».
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реализации информационных технологий в образовательном процессе вузов войск национальной гвардии РФ. В частности, разбирается вопрос о применении технических средств на занятиях по военно-прикладным дисциплинам таким как «огневая подготовка» и тактика применения войск».

Образовательный процесс в военных образовательных учреждениях войск национальной гвардии РФ имеет своей целью формирование у курсантов знаний, умений, навыков и морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения обязанностей по предназначению. При этом совокупность знаний, как основа профессиональной пригодности выпускника, фактически является системой моделей о сфере его будущей деятельности.

Традиционные формы подготовки командного состава войск не всегда соответствует условиям реалий и требуют внесения некоторых изменений, а именно: необходим поиск ранее не используемых форм обучения в образовательных учреждениях войск, отвечающих новейшим требованиям, необходима разработка оценок качества подготовки обучаемых, позволяющих оценить степень готовности выпускников военных вузов к выполнению своих специальных обязанностей в подразделениях и частях внутренних войск [1].

Эффективность такого процесса определяется наличием у курсантов осознанных целей и интереса к изучаемым дисциплинам, темам, вопросам. Активизация познавательной деятельности, интереса повышает устойчивость внимания при восприятии материала и результативность образовательного процесса.

При совпадении целевых установок у слушателей и целей обучения интерес к изучаемому материалу возникает, как правило, при обнаружении курсантами динамики причин и следствий, их взаимосвязи в изучаемых системах, процессах и явлениях.

Под информационными технологиями понимают определенным образом регламентированную последовательность сбора, обработки (селекции, сжатия, ранжирования по степени важности), хранения, передачи и отображения информации в автоматизированной системе управления или информационной системе на основе использования ресурсов программно-аппаратных средств. То есть процесс усвоения информации становится более динамичным, адаптируемым к индивидуальным особенностям обучающегося.

  По способу реализации управляющего воздействия информационные технологии можно разделить на три группы: пассивного, активного, интерактивного типа. В технологиях пассивного типа преобладают управляющие воздействия преподавателя, в технологиях активного типа – учащегося. Технологии интерактивного типа занимают промежуточное положение, хотя имеют важное самостоятельное значение.

Совместное применение современных персональных компьютеров и мультимедийной проекционной аппаратуры позволяет решить задачу разработки тренажно-имитационной аппаратуры, отвечающей требованиям индивидуализации и интенсификации образовательного процесса.

Накопленный опыт использования видеопроекторов совместно с компьютером позволяет сделать вывод о широких возможностях информационных технологий при реализации различных методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные методы, наглядные методы, практические методы).

В то же время выявлены не только положительные, но отрицательные стороны этого процесса.

В частности, достоинством является так называемая высокая степень «сжатия» информации. Оно проявляется, если в кадре присутствует не только текст, но и графики, рисунки, анимации и даже видеосюжеты. Но при этом проявляется и отрицательный эффект: чем больше «сожмешь» информацию, тем больше времени обучаемому надо для ее усвоения. Далее: сложный рисунок, необходимый в конспекте, трудно перерисовать с экрана. Следовательно, необходимы печатные «заготовки» для каждого обучаемого. Резкий рост информационной насыщенности занятия приводит к быстрому утомлению обучаемых. Они просто не успевают «переваривать» увиденное на экране. Например, определение средней точки попадания методом последовательного деления отрезков лучше воспринимается в ходе показа на доске, чем в динамике на экране.

В полной мере проявляются и психологические проблемы восприятия информации: степень готовности обучаемых воспринимать, обдумывать, вести записи, необходимость для преподавателя более внимательно следить за аудиторией, жестче контролировать работу, чаще задавать контрольные вопросы и т.д.

Необходимо отметить, что формирование профессиональной готовности офицера может быть организовано по двум направлениям, первое из которых связанно с совершенствованием условий реализации образовательных программ (процесс профессиональной подготовки), а второе – с обеспечением качества в части формирования профессиональной готовности офицера (результат профессиональной подготовки) [2].

Несмотря на то, что сумма знаний, умений и навыков, определяемая квалификационными характеристиками выпускника остается достаточно стабильной, постоянной, процесс усвоения учебного материала всегда сугубо индивидуален. Скорость и качество этого процесса зависят от конкретных психофизиологических параметров личности курсанта.

  При традиционной методике изложения, когда рассказ преподавателя сопровождается вычерчиванием пояснительных рисунков на доске, различия в скорости восприятии материала нивелируются (выравниваются) за счет умеренного темпа изложения, методики преподавателя. Преподаватель обычно ориентируется на конкретный контингент обучаемых, путем постановки контрольных вопросов уточняет степень усвоения материала.

  Представляя информацию в виде слайда, особенно цветного, мало кто учитывает время, необходимое для его изучения. Если слайд насыщенный, особенно с большим объемом текстового материала, трудно понять, что необходимо переносить в тетрадь.

  На слайде целесообразно показывать основные определения, условия задачи, выводы и т.д. Причём необходимо учитывать очень важное обстоятельство: контрастность изображения на экране компьютера и на большом экране существенно отличаются. Многое зависит от правильного подбора цветов, степени насыщенности фона.

Военная наука базируется на опыте предшественников, почти всегда мучительном и кровавом. Отрицать это, рекомендовать обучаемому «определять свою образовательную траекторию», по меньшей мере, нерационально с точки зрения интересов государства и общества.

Как показывает практика применения войск национальной гвардии РФ, при выполнении служебно-боевых задач, проведении специальных операций по свертыванию и локализации внутренних вооруженных конфликтов, военнослужащим часто приходится вести огонь по целям в сложных условиях горно-лесистой местности, при ограниченной видимости, дефиците времени и боеприпасов.

Применение автоматизированных систем обучения выбору исходных установок для стрельбы позволит в короткое время каждому обучаемому решить значительное количество задач, охватить довольно большое количество обучаемых (от отделения до взвода) и относительно быстро проверить правильность решения задачи каждым обучаемым. При проведении тренировок с использованием обучающих программ курсанты получат соответствующие навыки и в определении дальности до цели по кроющей величине мушки. Даже при неправильном расчёте поправок методом проб и ошибок вырабатываются определенные навыки расположения мушки относительно цели на различных расстояниях.

Несомненно, что информационные технологии будут укреплять свои лидирующие позиции в дидактике высшей школы. Их эволюция будет способствовать развитию научно – исследовательского потенциала и познавательных интересов студентов, усовершенствованию педагогического взаимодействия и увеличению сферы их применения в рамках развития технологий управления педагогическими системами. [3].

Таким образом, рассмотрены некоторые пути разработки технических средств обучения на основе современных информационных технологий. Указаны основные направления их комплексного использования в рамках отдельной дисциплины «Огневая подготовка». Намечены варианты использования данных средств для проведения комплексных занятий по нескольким учебным дисциплинам. Исходя из опыта разработки и внедрения этих средств в образовательный процесс кафедры огневой подготовки, можно сделать вывод о необходимости тщательного соотнесения учебных целей занятия используемой материальной базе. В зависимости от категории обучаемых, навыков обращения с компьютером, времени, отводимого на занятие, места его проведения, уровня подготовки проводящего занятие и других факторов многие вопросы огневой подготовки весьма успешно решаются с помощью традиционных обучающих средств.

Список использованных источников
  1. 1. Козлов, О.А. Анализ состояния системы образования и пути повышения качества подготовки военных специалистов в вузах внутренних войск МВД России [Текст] / О.А. Козлов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2016г. - №1(89). – С.101-107.
  2. 2. Козлов, О.А. Содержание готовности курсантов войск национальной гвардии к профессиональной деятельности / О. А. Козлов // Вестник саратовского областного института развития образования: научный журнал. 2016.– № 3(7). – С. 96-103.
  3. 3. Сергеева И.В., Лидак Л.В. Историко-рефлексивный анализ использования информационных технологий в образовательной практике высшей школы // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2016. № 1. С. 222-226.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  информационные технологии, огневая подготовка, войска национальной гвардии.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.