Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование технологии презентаций в образовательном процессе.

МАОУ Гимназия №1 г.Балаково Саратовской области

   С началом промышленного изготовления компьютеров первых поколений и их появлением в образовательных учреждениях возникло новое направление в педагогике – компьютерные технологии обучения. Главными становятся навыки быстрой обработки и систематизации данных, умение четко выделять главное. Изменяются задачи преподавателя. Преподаватель перестает быть только источником информации, он становится еще и организатором получения знаний. Для реализации этих целей недостаточно использования старых методов обучения. Необходимо широкое внедрение информационных технологий. Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Одним из наиболее простых и доступных средств познания является компьютерная презентация. Умелое использование презентаций позволяет значительно увеличить долю самостоятельности студентов, расширить возможности их индивидуальной и групповой работы, развивать инициативу при усвоении нового материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают обучающихся не пассивными слушателями и зрителями, а активными участниками урока.          

    Использование компьютерных презентаций облегчает работу учителя на уроке: экономит массу времени, дает возможность предоставить дополнительный интересный материал, увеличить коэффициент эффективности урока, но создание презентации требует и кропотливой подготовительной работы. Традиционно презентации используется для защиты проектов на завершающем этапе изучения темы.

Можно выделить следующие преимущества использования презентаций в PowerPoint:

-  сочетании разнообразной текстовой аудио- и видео наглядности;

-  возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

-  возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);

 - возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;

-  возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);

 - усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

-  осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала;

-  экономии учебного времени.

 Целью презентации на уроке может быть:

 актуализация знаний;

 сопровождение объяснения учителем нового материала;

 первичное закрепление знаний;

 обобщение и систематизация знаний.

Программа MSPowerPoint предлагает огромный выбор приемов управления презентацией: гиперссылки, триггеры, макросы и другие.   

Интерактивная презентация– это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости.  

Гиперссылка.Использование гиперссылки позволяет эффективно управлять презентацией и в целом учебным процессом. Гиперссылка создает связь объекта на одном слайде с другим слайдом, файлом, Web-страницей. При нажатии на область с правильным или неправильным ответом гиперссылка отправляет пользователя на нужный слайд.

  Это технологический приём  визуализации информации. Цель одна: обратить внимание на какие-то детали, сохраняя в то же время общий контекст диосцены. Суть данного приёма заключается в том, что создаётся полное ощущение одной многоуровневой диосцены. Используя приём «ЭКРАН», мы избавляемся не только от лишних щелчков, но и придаем большую целостность нашему учебному модулю.

В данном случае мы создаем видимость одного общего экрана, на котором появляются  вызываемые нами в любом порядке объекты. Это происходит за счет того, что мы дублируем меню на всех слайдах и размещаем объекты на всех слайдах в одном и том же месте.

Триггер. С помощью триггеров можно добиться динамики при проведении урока, создавать дидактические игры, тренажеры, кроссворды, тесты, управлять презентацией в режиме демонстрации. С помощью триггера любому объекту можно задать действие: изменение цвета заливки, размера объекта, перемещение объекта, исчезновение или появление объекта. Щелчок левой кнопкой мыши по объекту анимирует его, заставляя выполнять заданное действие.

Технологический прием «Интерактивная раскраска»— еще один из примеров использования анимации в презентации. Суть приема можно  описать следующим образом: дано контурное изображение (раскраска) и после выполнения задания часть этого изображения окрашивается. После выполнения всех заданий мы получаем цветной рисунок. Прием эффективен при устном счете, для проверки правописания слов в русском языке, при заучивании иностранных слов, при решении математических задач и т.д.

Очень часто на уроке возникает необходимость сконцентрировать внимание учеников на детали иллюстрации, фрагмента текста и даже слова при сохранении их общей панорамы для этой цели подходит технологический приём «Лупа».

 Макросы.Тесты на основе шаблона Комаровского  

Эта авторская разработка позволяет создавать как проверочные тесты, так и обучающе-контролирующие ресурсы. Количество заданий – от одного до тысячи и более. Преимуществом создания тестов в среде Power Point является возможность разместить визуальные объекты. Конструктор А.Н. Комаровского позволяет создавать различные виды тестов:

- с выбором единственного правильного ответа (с переключателями);

- с выбором нескольких правильных ответов (с флажками);

- тест на установление соответствия (с перемещаемыми объектами);

- тест на установление правильной последовательности.

В конструкторе нет жесткой привязанности к определенному количеству заданий. В любой момент разработчик теста может добавлять или удалять слайды с заданиями и информационные слайды, произвольно менять их порядок следования.

Все элементы слайдов конструктора (в том числе переключатели и флажки) можно перемещать, менять их порядок, изменять размеры, цвет контуров и заливки, форматировать шрифт,  редактировать текст. Ведется учет времени, затраченного на прохождение теста, которое можно ограничить, включив таймер обратного отсчета. Время на информационных слайдах можно остановить. До истечения времени тестирования можно вернуться к предыдущим слайдам и исправить ответ.

Большим преимуществом данного конструктора перед аналогичными является включение тестов, связанных с технологией Drag-and-Drop. Использование макроса Drag-and-Drop(тащить и отпустить) в презентации дает возможность в режиме демонстрации переместить объект по слайду с помощью компьютерной мыши. Чтобы создать презентацию с использованием макросов необходимо макрос вписать в программу – это очень трудоемко – можно воспользоваться готовыми шаблонами.

Использование гиперссылок и кнопок-триггеров в программе PowerPointзначительно расширяет возможности ее использования. Появилась возможность перемещать объекты, расположенные на слайде.

             Интерактивные презентации являются помощником преподавателю. Благодаря грамотной организации учебного процесса преподаватель развивает умения обучающихся самостоятельно достигать цели, умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения, приучает к аккуратности, вниманию, организованности.

 Применение интерактивных презентаций позволяет увеличить скорость урока, повысить уровень усвоения материала и заинтересованность студентов. Успешность использования информационных технологий в значительной мере зависит от профессиональной подготовленности преподавателя и условий осуществления процесса обучения.

Список использованных источников
  1. http://didaktor.ru/priem-lupa/
  2. http://kopilo4ka.ucoz.net/load/vs_dlja_uchitelja/metodicheskie_quot_izjuminki_quot/prijomy_mediadidaktiki/49-1-0-195
  3. http://www.uchportal.ru/board/4-1-0-113
  4. http://didaktor.ru/ispolzovanie-shablona-s-makrosom-drag-and-drop/
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.