Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Проблема проектирования образовательного процесса в школе в условиях информатизации образования

Автор: Магомедов Рамазан Магомедович, Кандидат педагогических наук, Доцент
ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
В данной статье рассматривается проблема проектирования образовательного процесса в школе в условиях информатизации образования.Подчеркивается важность педагогического проектирования в условиях внедрения в общеобразовательную школу метода проектов, который ориентирован на самостоятельную деятельность школьников.

На современном этапе развития экономике образование в России переживает процесс модернизации, связанный с процессом интернетизации, информатизации и интеграции всех сфер общества. В соответствии с национальной доктриной образования в России педагогическое образование, выполняет жизненную задачу обеспечения дошкольного, начального, среднего и высшего профессионального образования педагогическими кадрами. Потребность реформирования педагогического образования вытекает из задач, прописанных в нормативных актах последних лет, таких как Концепция модернизации российского образования до 2010 года и Национальная доктрина образования в Российской федерации на 2000 -2025 гг., Закона РФ об образовании, а также внутренними закономерностями развития образования и перспективными потребностями формирования личности, общества и государства. Педагогические кадры, подготовленные в системе педагогического образования, должны стать носителями идей обновления на основе приумножения и сохранения передовых традиций российского образования, а также на основе мирового педагогического опыта [1,6].

Стремительное изменение содержания и характера педагогической деятельности на базе использования современных информационных технологий требует другого уровня и характера системы образования. Традиционные способности, то есть традиционные знания, умения и навыки, которые раньше считались необходимой базой любой профессии, на современном этапе развития общества уже не могут обеспечить готовность к качественной профессиональной деятельности любого специалиста. Вопрос подготовки востребованных выпускников общеобразовательных школ ставит острую проблему изменении в подходах к подготовке учителей, способных и готовых работать в развивающейся информационно-коммуникационной образовательной среде, обеспечивающей получение поставленных образовательных результатов. Современному учителю нужно не только владеть знаниями в области информационных технологий, что прописано в содержании курса информатики, но и быть специалистом по применению и созданию инновационных технологий обучения в своей педагогической деятельности для решения педагогических задач [2,3].

Одним из важных компонентов профессиональной деятельности учителя информатики является умение проектировать образовательный процесс (школы, вуза) в развивающейся информационно образовательной среде на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий. То есть современный учитель информатики должен уметь: анализировать современные цели системы образования, произвести отбор содержания преподаваемого предмета и образовательного учреждения в целом, выстраивать основные пути изучения предмета, подобрать методы, организационных формы и современные средств обучения, создавать или совершенствовать учебные программы и учебно-методические пособия [4,5].

Важность педагогического проектирования возрастает в условиях внедрения в общеобразовательную школу метода проектов, который ориентирован на самостоятельную деятельность школьников. Образовательный проект: индивидуальный, парный или групповой учащийся выполняет в течение определенного отрезка времени по заданию учителя. И, соответственно, в условиях выполнения образовательного проекта, возрастает роль учителя как организатора педагогического процесса. В последнее время очень много используется в образовательном процессе сетевые проекты, когда в образовательном проекте участвуют ученики разных регионов, при этом педагогу отводиться роль консультанта. Функции учителя не ограничиваются передачей информации ученикам, а он должен быть организатором их деятельности по добыванию новых знаний, инициатором познавательной и творческой деятельности. По мнению И.П. Подласого главная функция современного учителя – это умение управлять образовательным и воспитательным процессом образовательного учреждения. Конкретизируя функции учителя, автор использует понятие «педагогический проект», под которым понимается любое законченное дело – классный час, урок, изучение раздела или темы и т.д.

Первостепенная задача любого современного педагога состоит в том, чтобы «научить учиться», поспособствовать обучающемуся самостоятельно получать знания, умения и навыки, создавать индивидуальные образовательные траектории, а также развивать качества личности и ценностные отношения к окружающему миру. 

Список использованных источников
  1. Кузнецов, А.А. Новый закон об образовании и развитие школьных образовательных стандартов / А.А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. – №3. – С. 3-9.
  2. Кузнецов, А.А. Развитие методической системы обучения в условиях информатизации образования / А.А. Кузнецов, Т.Н. Суворова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – №12. – С. 182-187.
  3. Лапчик, М.П. О педагогике в условиях электронного обучения/ М.П. Лапчик // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2013. – №2. – С. 77-85.
  4. Магомедов, Р.М. О необходимости введения курса «Инновационные организационные формы обучения» в методическую систему подготовки учителя информатики/ Р.М. Магомедов // Информатика и образование. – М., 2016. – № 5. – С. 57-60.
  5. Магомедов, Р.М. О понятии информационно-образовательного кластера образовательного учреждения / Р.М. Магомедов // Вестник МГПУ. Серия "Информатика и информатизация образования". – М., 2017. – № 1. – С. 62–69.
  6. Магомедов, Р.М. Сервисы Web в образовательном процессе / Р.М. Магомедов // Информатика и образование. – М., 2017. – № 1. – С. 50-53.
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Информационные технологии, проектирование образовательного процесса, общеобразовательная школа, методика преподавания информатики, учитель информатики, модернизация образования.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.