Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ (опыт и перспективы)

Автор: Чурбанова Ольга Владимировна, Кандидат педагогических наук, Доцент, Грамота Министерства образования РФ
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова
В статье анализируется опыт и перспективы использования информационных технологий в обучении студентов экономических направлений подготовки

Информационная подготовка студентов-экономистов обусловлена широким использованием информационных технологий в экономическом пространстве современного общества. Она имеет уже достаточно давнюю историю и постоянно изменяется в связи развитием технологической информационной базы.

В 1950-1980 гг. она была направлена в основном на изучение экономико-математических методов управления и языков программирования, используемых для написания программ для больших ЭВМ, реализующих указанные модели управления.

В 1990-2000 гг. с появлением персональных компьютеров весь экономический и, прежде всего, бухгалтерский учет был постепенно перенесен в информационную область. Компьютер стал рабочим инструментом любого экономиста, и главной задачей в информационной подготовке экономистов стало научить студентов пользоваться этим инструментом для решения конкретных профессиональных задач.

С развитием сети Интернет и внедрением в практику экономического учета облачных технологий содержание информационного экономического образования корректируется в связи с изменением существующих реальностей.

Анализируя многолетний опыт использования информационных технологий в области экономического образования в Северном (Арктическом) федеральном университете мы можем сделать следующие выводы.

Основными целями обучения в курсах «Информационные системы в экономике» и т.п. являются:

- формирование навыков решения профессиональных задач с помощью информационных технологий,

- выработка способности принимать управленческие решения в профессиональной среде, моделируемой посредством корпоративных информационных систем,

- овладение методикой работы с профессиональными компьютерными программами, широко распространенными на рынке и используемыми в практической деятельности.

В результате обучения студенты получают профессиональные компетенции, позволяющие им легко ориентироваться в существующем информационном пространстве экономического учета.

Теоретической основой обучения являются положения теории знаково-контекстного обучения А.А. Вербицкого.

Главной категорией теории А.А. Вербицкого является понятие контекста профессиональной деятельности, воссоздаваемого путем моделирования реальной предметной деятельности, существующей в производственных системах. При этом процесс обучения рассматривается, прежде всего, как активная деятельность обучаемых.

Сущность контекстного обучения – слияние теории и практики путем постепенного перехода от учебных форм деятельности через квазипрофессиональные формы к профессиональным формам деятельности.

В идеале обучение должно вестись в профессиональной среде в формах, наиболее близких к существующим, что создает погружение в мир будущей трудовой деятельности. Контекст профессиональной деятельности оказывает смыслообразующее влияние на учебную деятельность [1].

Моделирование профессиональной среды осуществляется в компьютерных классах, работа в которых аналогична действиям специалистов на рабочих местах. Для изучения бухгалтерского и оперативного учета в компьютерной среде применяется следующая методика. Разрабатывается большое контекстно-обучающее задание, моделирующее учет на реальном предприятии, состоящее из нескольких взаимосвязанных учетных задач на различных участках работы предприятия. В процессе выполнения данного задания студенты полностью осваивают учетный процесс, получают необходимые знания, знакомятся с профессиональной экономической работой.

На крупных предприятиях для автоматизации учета широко используются корпоративные информационные системы такие как «Галактика», SAPR3, «1C: ERPУправление предприятием 2.0». Работа в подобных системах основана на документировании движения товарно-денежных потоков, возникающих при осуществлении основных бизнес-процессов предприятия. Именно поэтому корпоративные информационные системы могут использоваться для имитации производственных ситуаций в учебных целях.

Основой моделирования хозяйственной деятельности является воссоздание документооборота предприятия, сопровождающего управленческие производственные процессы.

Корпоративные системы могут быть использованы для проведения деловых игр. Можно создать виртуальное предприятие с определенным набором рабочих мест. Каждое рабочее место имитирует аналогичное рабочее место на реальном предприятии с тем же самым набором должностных обязанностей и функций. Так определяются роли участников деловой игры.

С помощью сценария деловой игры, создаваемого преподавателем, моделируется коллективное взаимодействие участников, что, в конечном счете, приводит к созданию в учебной среде контекста профессиональной деятельности.

Для обучения большое значение имеет возможность проанализировать, как получены конкретные результаты.

Профессиональные программные продукты, используемые в учебном процессе, должны соответствовать следующим требованиям:

- распространенность. Для обучения должны выбираться профессиональные программы, широко используемые на предприятиях;

- открытость. У программной системы должны иметься средства, позволяющие изменить сценарий работы, дать возможность обучаемым самим создавать собственные программные продукты на основе имеющейся системы;

- прозрачность. Студент должен иметь возможность проследить путь получения конкретного результата от ввода исходных данных в первичные документы до получения отчетов [2].

Всем указанным требованиям отвечают программы системы «1С:Предприятие», которые используются практически во всех организациях РФ. Система «1С:Предприятие» имеет собственные средства настройки, доступные пользователям и обеспечивает прозрачность результатов работы.  

Этого нельзя сказать о других профессиональных программных системах. Очень часто они работают по принципу «черного ящика»: ввод исходных данных – получение результатов, алгоритм расчетов при получении результатов при этом неясен. В данных случаях приходится решать одни и те же задачи в двух программных системах и сравнивать результаты. Например, при проведении инвестиционного анализа в программе «Project Ехреrt» дополнительно те же самые расчеты проводятся в программе «Microsoft Excel», в которой студент сам вводит расчетные формулы и видит, как были получены результаты. Сравнение данных, полученных в разных системах, позволяет оценить правильность полученных результатов.

В последние годы в экономическом учете имеет место тенденция к внедрению облачных технологий, когда программные средства и базы данных организации располагаются на серверах поставщиков информационных услуг. Компьютерный учет превращается в оплаченную услугу в сети Интернет.

В обучении также используются облачные технологии. Например, «Фирма 1С» бесплатно предоставляет учебным заведениям облачный сервис «1С:Предприятие 8 через Интернет для учебных заведений», который является аналогом профессионального облачного сервиса фирмы 1С – 1cfresh.com. С помощью учебного облачного сервиса обеспечивается доступ к рабочим версиям программных продуктов, используемых в профессиональном учете, что значительно облегчает работу преподавателя. А студенты получают доступ к профессиональным программным системам из любого места, где есть Интернет, что значительно расширяет их возможности для самостоятельного изучения компьютерных систем.

Интернет все глубже и глубже проникает в экономические и социальные отношения.

В настоящее время большое значение приобретает сравнительно новое информационно-экономическое направление - «цифровая экономика». Приведем некоторые из определений. Под цифровой экономикой понимается:

«Система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых ИКТ - информационно-коммуникационных технологий (Всемирный банк);

«Экономика, которая главным образом функционирует за счет цифровых технологий, особенно электронных транзакций, осуществляемых с использованием интернета» (Оксфордский словарь);

«Экономика, способная предоставить высококачественную ИКТ-инфраструктуру и мобилизовать возможности ИКТ на благо потребителей, бизнеса и государства» (Исследовательский центр журнала «Economist» и компания IBM) [3].

По мнению экспертов, мы стоим на пороге новой промышленной революции: бизнесы, которые не трансформируются в цифровые, рано или поздно прекратят свое существование.

Интеграция России в мировое экономическое пространство невозможно без собственной стратегии в области развития цифровой экономики. В 2017 г. утверждена программа «Цифровая экономика Российской федерации» [4], целью которой является, повышение конкурентоспособности российской экономики на глобальных мировых рынках, обеспечение условий для поэтапного перехода на уровень инновационной экономики и экономики знаний, повышение качества и уровня жизни населения.

Трансформация экономики на основе новых технологий ставит новые задачи перед информационным экономическим образованием, содержание которого в очередной раз должно измениться

Список использованных источников
  1. Чурбанова, О.В. Методика контекстного обучения в системе «1С:Предприятие»/О.В. Чурбанова, А.Л Чурбанов//Новые информационные технологии в образовании: сборник научных трудов 17-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Инновации в экономике и образовании на базе технологических решений «1С»). 31 января – 1 февраля 2017 г./Под общ. ред. проф. Д.В. Чистова. Часть 1.–М.:OOO «1С-Паблишинг»,2016.–С.543-545.
  2. Ширшов, Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: монография/Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова.–2-е изд.–М.: Издательство «Палеотип»,2006.–308 с.
  3. Митин, В. Семь определений цифровой экономики [Электронный ресурс].-URL:https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=116780
  4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://base.consultant.ru
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  информационные технологии, цифровая экономика, экономическое образование.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.