Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Применение ИКТ в организации самостоятельной работы курсантов военного вуза войск национальной гвардии

Саратовский военный Краснознаменный институт ВНГ РФ
Рассматривается использование интернет-ресурса LearningApps.org, являющегося приложением Web 2.0, в организации самостоятельной работы курсантов войск национальной гвардии РФ.

Актуальность использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе военного вуза в настоящее время не вызывает сомнения. Перед командирами и кураторами курсантских подразделений, профессорско-преподавательским составом встает задача эффективно организовать процесс подготовки как на аудиторных занятиях, так и во время самостоятельной работы. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет обеспечить индивидуализацию профессиональной подготовки курсантов, повысить гуманитарную составляющую образовательного процесса, обеспечивает расширение субъектного информационного поля как в предметно-профессиональной, так и в общекультурной областях [1].

Как отмечают авторы [1, 2], информатизации военного образования должна быть направлена на достижение следующих целей: повышение уровня профессиональной подготовки военных специалистов посредством информационных технологий при проведении комплекса процедур организационно-методического и информационно-ресурсного характера; создание условий для повышения качества образовательного процесса в военном вузе за счет внедрения инновационных методов и форм обучения.

Рассмотрим применение интернет-ресурса LearningApps.org для разработки дидактических материалов по истории Саратовского края. Включение материалов исторического краеведения в образовательный процесс вуза способствует эффективному формированию гражданского самосознания [5]. Проведенный анализ результатов исследования по выявлению уровня гражданского самосознания курсантов 1 курса военного вуза войск национальной гвардии [3, 4], показал необходимость разработки модели формирования гражданского самосознания курсантов. Педагогический аспект исследования данной проблемы заключается в определении условий, в разработке методов, форм, средств по формированию гражданского самосознания в процессе подготовке будущего специалиста.

Нами были разработаны упражнения по истории Саратовского края на базе LearningApps.org, который является удобным и быстрым инструментом по созданию дидактических on-line материалов. Интернет-ресурс можно описать как конструктор отдельных упражнений, которые распределяются двумя способами: вкладка «Все упражнения» и вкладка «Новое упражнение». Во вкладке «Все упражнения» дидактические материалы представлены по тематическим категориям, включающим русский и иностранный (английский, немецкий и т.д.) языки, историю, математику, информатику и др.

Использую вкладку «Новое упражнение», пользователь может создать упражнение не по тематическому признаку, а по признаку формы. Это могут быть следующие упражнения: кроссворды, викторины, определение точек на карте, вопросно-ответные и тестовые упражнения, соотнесение картинок и текстового материала, заполнение пропусков и т.д..

К достоинствам LearningApps.org можно отнести: полностью бесплатный доступ к ресурсу с любого устройства, подключенного к сети Интернет, что позволяет дистанционно организовать самостоятельную работу; не требуется специальная подготовка для работы с ресурсом.

Приведем примеры упражнений (рис. 1).

1. Приведите в соответствие: Основание Петровска, Закладка 1-го Саратова, Основание Левобережного Саратова, Вступление Разина в Саратов, Строительство Троицкого собора, Восстание Хлопки, Восстание Ивана Болотникова; 1670 г.; 1603 г. 1606 г.; 1617 г.; 1590 г.; 1695 г.; 1698 г.

2. Вставьте пропущенные имена:

Всей стране известно имя генерал-майора ..., чья родина г. Петровск. В боях за Москву его дивизия разгромила 5 фашистских дивизий и одной из первых была удостоена звания гвардейской. /И.В. Панфилов/.

16 ноября 1941г., на заснеженном подмосковном поле у разъезда Дубосеково, произошло событие, взволновавшее весь мир. 28 героев-панфиловцев под руководством политрука ..., уроженца с. Синодское Вольского района, отбили атаку 50 немецких танков, рвавшихся к Москве. Гвардейцы почти все погибли, но танки к столице не прошли /В. Клочков/.

Рис. 1. Пример теста

Использование в учебном процессе материалов по истории Саратовского края развивает интерес к истории своего края, играет большую роль в организации самостоятельной работы курсантов, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также способствует эффективному формированию гражданского самосознания.

Список использованных источников
  1. Козлов О. А. Информационные технологии в обучении курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. Вып. 1. С. 111–116. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-111-116.
  2. Козлов О. А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. М., 2010. 326 с.
  3. Кузьминых Ю.Н., Козлов О.А. Специфика гражданского самосознания курсантов вузов войск национальной гвардии Федерации // Государственная служба. Т. 19. №2(106). С. 64-67.
  4. Кузьминых Ю.Н. Уровень развития гражданского самосознания у курсантов I курса военного вуза войск национальной гвардии // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. – М.: Издательство «Перо». 2016. С. 557-562.
  5. Павленко Л.И. Формирование гражданского самосознания специалиста социальной сферы в процессе его профессионализации : На материалах исторического краеведения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 2002. 208 с.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  информационно-коммуникационные технологии, LearningApps, войска национальной гвардии РФ, гражданское самосознание.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.