Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование ЭФУ на различных этапах урока обществознания

Автор: Обломова Лариса Анатольевна, Почетная грамота Министерства образования Саратовской обасти
МОУ-СОШ №4 г. Маркс
В докладе показаны возможности работы с электронной формой учебника, которая реально облегчает работу учителя, сокращает время объяснения нового материала, ускорив процесс восприятия, осмысления и закрепления. Электронные формы учебника благодаря целому комплексу образовательных ресурсов, поясняющих основные понятия, дополняющих текст познавательным материалом, предлагающих задания по теме курса в интерактивной форме, значительно расширяет методические возможности печатной формы учебника.
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» К.Д. Ушинский

В соответствии с требованиями ФГОС, мы не должны забывать, что необходимо строго чередовать во время урока различные виды учебной деятельности. Поэтому работа с ЭФУ на уроке не должна сводиться к тому, что это только украшение урока. Данная работа реально облегчает работу учителя, сокращает  время объяснения нового материала, ускорив процесс восприятия, осмысления и закрепления. Благодаря внедрению ЭФУ у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал, поскольку  немаловажен эстетический аспект такого оформления урока.

Электронные формы учебника благодаря целому комплексу образовательных ресурсов, поясняющих основные понятия, дополняющих текст познавательным материалом, предлагающих задания по теме курса в интерактивной форме, значительно расширяет методические возможности печатной формы учебника.

ЭФУ можно использовать на различных этапах урока, в соответствии с требованиями ФГОС. Несмотря на то, что как правил,  в школах имеется одно стационарное компьютерное место – компьютер учителя, эфу возможно использовать как для индивидуальной работы, групповой работы, так и работы со всем классом при помощи интерактивной доски.

Итак, мы знаем, что в соответствии с требованиям ФГОС, существуют следующие этапы современного урока:

  1. Мотивация
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Первичное закрепление
  6. Рефлексия

На примере  учебника  «Обществознание»,  под ред. Г.А. Бордовского,  рассмотрим данную работу.

1 этап  «Мотивация». Тема урока «Ценность правового государства». Можно использовать дополнительный материал учебника «Как поставить государство на службу обществу», https://reader.lecta.ru/read/8224/data/objects/b069967/index.html , прочитав материал, прослушать мнение учащихся, сообща сделать вывод каким должно быть идеальное государство и на основе выводов учащиеся определяют цели и задачи урока..

2 этап «Актуализация знаний». Тема урока «Человеком рождаешься, личностью становишься».  

Из предыдущего параграфа №3 «В гармонии с природой», используя схему вспомнить сходство и отличие человека и животного. https://reader.lecta.ru/read/8089/data/objects/b080772/index.html (рассмотреть, записать, проверить.) Для фронтальной работы используем интерактивную доску, функция «шторка», где выводы автора закрыты и у учеников есть возможность сделать самостоятельные выводы, а потом их сравнить с выводами учащихся.

3 этап Постановка учебной задачи. Тема урока «В гармонии с природой».

Во время работы учителя с классом, группа учеников получает задание работать со схемой. «Среда обитания человека». По окончанию работы ребята предоставляют результаты, где отражено: каких видов бывает  среда обитания человека, что туда относится.

4 этап Построение проекта выхода из затруднения.  Тема урока  «Происхождение человека»

Учащиеся заполняют таблицу «Происхождение человека» (версия, суть версии) https://reader.lecta.ru/read/8089/data/objects/b080752/index.html и сравнивают результаты с ответом автора (данная работа выполняется при помощи интерактивной доски).

5 этап Первичное закрепление. Тема урока «Потребности и интересы»

Работа с интерактивным тестом, используя интерактивную доску https://reader.lecta.ru/read/8089/data/objects/b080726/index.html. Данную работу может проверить другой учащийся а потом сравнить с правильными ответами.

6 этап Рефлексия. Тема урока «Гармония с природой»

Пока учитель работает с классом и ведет беседу по различным вопросам, например:

•         Что нового узнал? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем это мне нужно знать и уметь? Что я понял? Какие идеи появились?

Ученик работает с интерактивным тесом и отмечает, что он узнал (человек часть природы, но есть отличие от животного)

https://reader.lecta.ru/read/8089/data/objects/b068504/index.html

 

В эфу имеются так же задания для итогового повторения, по всему учебнику, что можно использовать во время урока проверки и систематизации знаний. https://reader.lecta.ru/read/8089/data/objects/b082761/index.html

В эфу имеются задания, соответствующие структуре ОГЭ и ЕГЭ, что позволяет учителю готовить учащихся с 6 класса к структуре ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. https://reader.lecta.ru/read/8089/data/objects/b068505/index.html (выбрать правильный термин)

https://reader.lecta.ru/read/8089/data/objects/b071931/index.html (задание с выбором нескольких правильных ответов)

https://reader.lecta.ru/read/8089/data/objects/b080725/index.html (вставить в текст пропущенные слова)

Данные формы работы позволяют учителю заинтересовать ученика, сделать свои уроки увлекательными и интересными.

Список использованных источников
  1. Масленникова О.Н. Работа с электронной формой учебника. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2017.-51с.
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) // [Электронный ресурс],http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  Электронная форма учебника, интерактивные задания, интерактивные схемы, интерактивные тесты.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.