Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Изменение роли компьютеров в жизни студентов. Посткомпьютерное поколение?

Авторы: Фалькович Александр Савельевич 1, Доктор технических наук, Огнева Марина Валентиновна 1, Кандидат физико-математических наук, Грецова Анастасия Павловна 2, Кандидат педагогических наук
1 ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2 ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Приведены данные о наличии компьютеров у первокурсников за последние 20 лет, о порядке освоения и частоте использования электронных устройств современными первокурсниками. Проанализированы изменения в знаниях и навыках обучающихся, связанных с увеличением роли смартфонов и планшетов.

В последние два десятилетия преподаватели информатики были свидетелями широкого распространения компьютеров, которые из таинственного научного прибора превратились в непременный предмет обихода у рядовых пользователей. Этому способствовало широкое распространение интернета, а также то, что компьютеры на какое-то время обогнали мобильные телефоны в роли интернет-коммуникаторов и игровых устройств. В результате при изучении информатики в школе и вузе на рубеже 1990-х – 2000-х годов сложилась уникальная благоприятная ситуация, когда знания, получаемые на занятиях, были востребованы большинством обучающихся. Даже если учащиеся владели какими-то навыками работы с компьютером не хуже преподавателя, знания об основах информатики и принципах работы компьютера были не лишними. Данные о наличии компьютеров (настольных, ноутбуков и нетбуков) у студентов Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова и Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского приведены на рисунке 1.

В настоящее время происходит разделение функций между различными гаджетами. Интернет-коммуникации и игры реализуются большей частью через смартфоны и планшеты, в то время как у компьютера преобладающими функциями становятся рабочие, деловые. Развитие персональных устройств проходило по схеме: персональный компьютер (ПК) – ноутбук – нетбук – планшет. Переход от ПК к ноутбуку больше повлиял на комфорт работы, чем на её алгоритм. Ноутбук и нетбук – это просто компактный ПК, который можно положить в сумку.

А вот с переходом к планшетам мы имеем существенное изменение алгоритма работы с информацией. Некоторые ИТ-компании создавали унифицированную операционную систему для ПК и планшетов, однако идея провалилась. Планшет – это не ПК и не ноутбук, это – принципиально иное устройство. ПК, ноутбук и нетбук имеют клавиатуру, что аппаратно и «идеологически» связано с их предназначением создания информации, а планшет или смартфон – являются устройствами преимущественно для потребления информации.

 

Рисунок 1. Процент студентов первого курса, у которых в семьях был компьютер.

В таблице 1 приведены данные опросов первокурсников о том, какое из устройств они используют чаще всего.

 

Таблица 1. Частота использования электронных устройств первокурсниками СГУ

 

Факультет СГУ

Год поступления

Количество опрошенных

Чаще используют:

Настольный компьютер, ноутбук, нетбук, %

Смартфон или планшет, %

Биологический

2015

65

29,2

63,1

Биологический

2016

39

15,4

84,6

КНиИТ

2016

160

52,5

49,61

Мехмат и КНиИТ

2017

40

27,5

75

 

Студенты мехмата и КНиИТа, чья профессиональная деятельность связана с компьютером, используют его заметно чаще, чем биологи, однако тенденция к усилению роли смартфонов и планшетов присутствует и у них. Это также является причиной наличия компьютеров у 100% опрошенных студентов данных факультетов, в отличие от биологического факультета.

Детство абитуриентов 2015-2016 годов проходило до широкого распространения смартфонов и планшетов, поэтому в отличие от нынешних детей они, как правило, все-таки осваивали компьютер раньше, чем смартфон и планшет.

В таблице 2 приведены данные опросов первокурсников о том порядке, в котором они осваивали электронные устройства.

 

Таблица 2.Порядок освоения электронных устройств первокурсниками СГУ

 

Факультет СГУ

Год поступления

Количество опрошенных

Первым был освоен:

Настольный компьютер, ноутбук, нетбук, %

Смартфон или планшет, %

Биологический

2015

65

66,1

23,1

Биологический

2016

39

66,7

33,3

КНиИТ

2016

160

95,04

4,96

Мех-мат, КНиИТ

2017

40

95

5

 

Часть студентов в качестве первого освоенного устройства назвали телефон, поэтому сумма в двух последних столбцах не всегда равна 100%.

Следует отметить, что по данным наших опросов студентов биологического факультета, процесс смартфонизации/декомпьютеризации более интенсивно развивается в небольших городах и сельских населенных пунктах (таблица 3). Вытеснение настольных компьютеров смартфонами и планшетами происходит благодаря роли их использования в современной жизни, а также с тем, что смартфон или планшет дешевле, чем настольный компьютер или ноутбук (нетбук).

 

Таблица 3.Порядок освоения электронных устройств студентами биологического факультета СГУ в зависимости от населенного пункта

 

Место проживания

Год поступления

Количество опрошенных

Первым был освоен:

Настольный компьютер, ноутбук, нетбук, %

Смартфон или планшет, %

В областных центрах

2015

37

84

16

В других поселениях

2015

21

57

43

В областных центрах

2016

17

94

6

В других поселениях

2016

22

45,5

54,5

 

Несмотря на то, что посткомпьютерные устройства (смартфон, планшет) являются удобными, мобильными и многофункциональными, они способствуют ослаблению некоторых знаний и навыков в области информатики, которые в последние два десятилетия казались прочными и очевидными. Кроме того, осуществление многих задач можно достигнуть только на полноценной клавиатуре и большом экране.

Интерфейс операционной системы для планшетов и смартфонов строится так, чтобы охватить как можно большее количество предполагаемых пользователей, разных возрастов и разного уровня образования (в том числе, далеких от того, что связано с информационными технологиями). Практически для каждого действия существует свой отдельный значок, что, несомненно, удобно, но, к сожалению, приводит к тому, что пользователи (в частности, школьники) не задумываются о смысле того, что они делают, какими программами пользуются и для чего. Например, чтобы зайти в Интернет, нужна специальная программа-браузер. На компьютере в соответствующей строке нужно набрать адрес сайта, слово или фразу для поиска, адрес почтового сервера (чтобы зайти в почту), адрес социальной сети (чтобы зайти в социальную сеть). На планшете и смартфоне для каждого из этих действий существует отдельный значок, более того, есть значок "Интернет", а есть "Google Chrome" и "Internet Explorer". Есть "Электронная почта", а есть "Gmail". Может быть еще и отдельная папка "Google", где собраны "Google Chrome", "Gmail", "Hangout" и т.д. Соответственно, пользователи не понимают, например, что Google– это поисковая система Интернет, а Google Chromeи Internet Explorer– браузеры. И так далее. У студентов, которые "выросли" на мобильных устройствах, нет представления о том, что такое программное обеспечение, какие программы и для чего нужны.

Проблемы возникают также при работе с файлами. Студенты стали плохо представлять себе свойства файлов и файловую структуру, дерево папок, операции сохранения файлов в нужной папке, копирования и перемещения файлов. При скачивании, при передаче, файлы автоматически "куда-то" складываются, появляется меню "Поделиться", позволяющее их переслать или выложить куда-то. Многие не могут оценить свободное место на диске или другом носителе. Ослабевают навыки редактирования и форматирования текстов в текстовом редакторе, да и просто знание клавиатуры.

В связи с ростом использования смартфонов и планшетов изучение компьютера не связывается в сознании обучающихся с коммуникацией и развлечениями. Изменение роли компьютеров и широкое распространение гаджетов в современном обществе приводят к изменению многих навыков. Эти обстоятельства необходимо учитывать в учебном процессе. Например, возможно стоит вернуться к опыту работы тех лет, когда домашние компьютеры еще не были привычным делом для студентов. В этот период практические занятия по программированию начинались с обучения "компьютерной грамотности". Студенты учились создавать и редактировать файлы разных видов, размещать их в нужных папках, копировать, переименовывать и удалять. Видимо в настоящее время мы опять приходим к этому, только уже на новом уровне.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  распространенность компьютеров, распространенность смартфонов, навыки работы с компьютером, частота использования электронных устройств

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.