Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Создание условий для эффективного внедрения электронных форм учебника (ЭФУ) в образовательном процессе

Авторы: Александрова Елена Анатольевна 1, Почётный работник общего образования, победитель ПНП "Образование", Грибова Ольга Леонидовна 2, Почётный работник общего образования, Рябова Ольга Евгеньевна 1, ПобедительПНПО
1 МОУ-СОШ № 4 г. Маркс, 2 МОУ-СОШ №4 г. Маркс
Статья посвящена вопросу эффективного внедрения электронных форм учебников в школе, представлен план организационных и методических мероприятий, способствующий продвижению информатизации образовательного процесса от электронных форм учебников к инновационной образовательной платформе

Согласно  действующему законодательству, обучающимся должны быть выданы не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету. Школа должна обеспечить обучающихся бумажной и (или) электронной формой учебников.

            С ЭФУ педагоги нашей школы работают с 2015г. С 1 сентября 2017-2018 года  все учителя работающие по учебникам издательства "Дрофа", "Вентана - Граф", "Просвещение" начали использовать в своей работе ЭФУ.   Если вы хотите внедрить в школе ЭФУ в учебный процесс, сделать это в одно мгновение взмахом волшебной палочки не удастся - учитывая наши устоявшиеся взгляды и привязанность к бумажной версии учебника. Из своего опыта видим, что в школе необходим чёткий план внедрения ЭФУ и сегодня мы расскажем о тех, мероприятиях, которые проводит школа и поделимся с вами своими впечатлениями от использования ЭФУ в своей работе, а так же опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса в этом вопросе: учителей, обучающихся, родителей.

            Вопрос внедрения электронных форм учебников является одним из самых горячих и спорных вопросов текущего этапа развития образования.  Он касается всех учеников и учителей, издательств и компаний, администрации школы и родителей обучающихся. В начале 2017-2018 года в МОУ-СОШ №4 был проведён опрос родителей с целью анализа готовности к использованию электронных форм учебников

 На сегодняшний день большинство родителей отнеслись к идее использования ЭФУ негативно, предпочитая бумажные версии. Но без организации работы с информационными источниками в электронном виде в домашних условиях добиться эффективной работы в классе и получения положительных результатов проблематично.

На вопрос анкеты: «Есть ли дома компьютерная техника, выход в Интернет?» 95% родителей ответили утвердительно.

«Сколько времени ваш ребёнок проводит у компьютера?» - до 4 часов, многие ответили, что контролировать этот процесс родители не могут.

«Организуют ли родители привлечение детей к использованию развивающих компьютерных программ?» - утвердительно ответили  4% опрашиваемых.

По результатам анкетирования можно сделать вывод: необходимо вести активную разъяснительную работу среди родителей по грамотному использованию информационных технологий, в том числе электронных форм учебников, для облегчения продвижения детей по индивидуальным образовательным траекториям.

 Вводя ЭФУ, можно переориенировать ребёнка на эффективное использование мобильного устройства как средства запоминания материала.  Нужно суметь правильно преподнести все плюсы ЭФУ ребёнку и родителям, и положительный результат будет получен. Информирование родителей осуществляется посредством размещения информации о ходе реализации проекта на официальном сайте школы, на классных и общешкольных родительских собраниях.

             Основная техническая работа выдачи учебников ложится на плечи библиотекарей. Инновационный подход к комплектованию школьных библиотек учебниками в электронной форме помогает осуществлять тьютор, в чьи обязанности входит оказание помощи по внедрению ЭФУ для всех участников образовательных отношений.

             Один из важных вопросов при внедрении - повышение квалификации педагогических работников. «Учитель учится всю жизнь» - эта известная истина, которая демонстрирует важный показатель истинного профессионализма педагога. На образовательной платформе «LEСTA», на странице каталога курсов https://course.lecta.ru/catalog,  разработан практико-ориентированный курс «Конструирование урока с использованием электронной формы учебника», где в процессе обучения раскрываются возможности применения электронных форм учебников и эффективные методы их использования. Видеолекции и методические рекомендации, электронные приложения и дополнительные материалы знакомят с нормативно-правовыми основами применения ЭФУ в образовательном процессе, учат работать с инструментами и интерактивными объектами электронного учебника, помогают разработать собственные планы уроков с использованием ЭФУ, тем самым формируя собственный портфель методических наработок. За каждый пройденный модуль обучения, выполнив практические и контрольные задания, выдается сертификат, по окончанию всего курса - удостоверение  повышения квалификации установленного образца.Если школа является участником проекта "Школа цифрового века", вы можете повысить квалификацию на сайте издательского дома "Первое сентября", 1сентября.рф/., обучение для участников проекта бесплатно.

Дорожная карта

 реализации проекта "Школа, открытая инновациям"

в качестве опорной (пилотной) площадки издательств "Дрофа" и "Вентана - Граф",

"Школа цифрового века" издательства "Первое сентября" ("Просвещение")

 по распространению опыта использования учебно-методических комплектов  Издательств в образовательном процессе МОУ-СОШ № 4 г. Маркса

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Будет заслушан

Создание условий для эффективного использования ЭФУ

1

Участие во всероссийском проекте "Школа цифрового века" с расширенной подпиской  на ЭФУ издательства "Просвещение"

июль

Библиотекарь Зам. директора по УВР

 

Совещание при директоре

2

Заключение договора с корпорацией "Российский учебник" на поставку бесплатных ЭФУ издательства "Дрофа", "Вентана -Граф"

август

Директор

Зам. директора по УВР

 

Совещание при директоре

3

Составление "Дорожной карты» по организации образовательно­го процесса в среде электронного обуче­ния с использованием ЭФУ

август

Зам. директора по УВР

 

 

Совещание при директоре

4

Информирование родителей о возможностях ЭФУ

сентябрь-октябрь

тьюторы , классные руководители

Классные, общешкольные собрания

5

Создание на официальном сайте страницы ЭФУ и её наполнение методическими и информационными материалами

В течение года

Ответственный за сайт

Совещание при директоре

Организация диагностических процедур

1

Анкетирование педагогических работников  "Диагностика профессиональных потребностей и затруднений при внедрении электронных учебников"

Сентябрь

Зам. директора по УВР, тьюторы, классные руководители

Совещание при директоре

2

Анкетирование обучающихся " Что такое ЭФУ?"

Сентябрь

классные руководители

Совещание при директоре

3

Анкетирование родителей"Выявление социального за­каза для развития электронной среды обучения в МОУ-СОШ № 4

Сентябрь

тьюторы,

классные руководители

Совещание при директоре

Организация самообразования

1

Использование электронной формы учебника (ЭФУ) в образовательном процессе

В течение года

Руководители ШМО

Педагогический совет

Теоретические семинары

1

В помощь учителю. Возможности и сервисы образовательной платформой "Лекта"

5 сентября

Зам. директора по УВР

 

Совещание при директоре

2

ЭФУ как инструмент формирования метапредметных умений 

17 октября

Зам. директора по УВР

 

Совещание при директоре

3

Информационно-образовательная среда образовательной организации (ИОС)

24 октября

Зам. директора по УВР

 

Совещание при директоре

Участие в вебинарах

1

Современные технологии в образовании. От ЭФУ к единой цифровой образовательной платформе

В течение года

тьюторы

 

Совещание при директоре

Практические семинары

1

Создание электронных портфелей с ЭФУ для апробации

29 августа

тьюторы

 

Совещание при директоре

2

 Технология проектирования уроков с использованием ЭФУ в условиях реализации ФГОС (на конкретном предметном содержании).

Анализ технологических карт.

8 ноября

Руководители ШМО

 

Совещание при директоре

Тьюторское сопровождение

1

Организация индивидуальных и групповых  консультаций для педагогических работников и родителей

В течение года

Тюторы библиотекарь

Совещание при директоре

Повышение квалификации

1

Методические вопросы использования электронных учебников в образовательном процессе

В течение года

Зам. директора по УВР

группа № 2

 

Совещание при директоре

Презентация методического опыта использования ЭФУ

1

Участие во всероссийском конкурсе "Электронный учебник на уроке"

до 30 сентября

Зам. директора по УВР

Совещание при директоре

2

Проведение районного семинара "Использование возможностей ЭФУ в образовательном процессе"

апрель

Зам. директора по УВР

 

Совещание при директоре

3

Круглый стол по итогам года

апрель

директор

Пед. совет

           

Таким образом, залогом успешного внедрения ЭФУ в школе является:

•      Вовлечение в процесс внедрения ЭФУ всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей

•       Четкая разработка этапов подготовки и реализации проекта и непрерывное повышение квалификации по программе самообразования, региона и компании-партнера

•      Поощрение инновационной деятельности педагогов

             Только при создании и реализации этих условий может быть достигнут максимально успешный результат внедрения ЭФУ в образовательный процесс.

Список использованных источников
  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) // [Электронный ресурс], http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  Информатизация образования, сопровождение тьютора

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.