Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Электронный учебник на уроке географии. Опыт пилотной площадки МОУ «СОШ №102» по внедрению и использованию ЭФУ.

Автор: Гришечко Алла Васильевна, почётный работник общего образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №102" г.Саратова

На современном этапе развития общеобразовательной школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в современном обществе.

Проблема, которая встает перед учителем заключается в том, чтобы научить ребенка и научиться самому таким технологиям познавательной деятельности, которые позволили бы осваивать новые знания в любых формах и видах [3].

Одной из таких технологий является электронная форма учебника (ЭФУ). Применение на уроках географии в средней школе ЭФУ соответствует образовательным задачам и основным видам учебной деятельности, оказывающим существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, позволяющих инициировать распространение нетрадиционных моделей обучения и форм взаимодействия педагога и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также способствует появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся [1].

Работа по апробации ЭФУ была начата автором в сентябре 2015г. на платформе Азбука, затем на цифровой образовательной платформе издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» LECTA (https://lecta.ru).

В ходе апробации проведены следующие этапы внедрения ЭФУ в процесс преподавания географии в МОУ «СОШ №102».

1. Было проведено анкетирование участниковобразовательного процесса (родителей, учеников, учителей) для выявления потребностей, предпочтений и опасений, связанных с использованием электронных устройств в образовательном процессе.

2. Определены цели применения ЭФУ в МОУ «СОШ №102». Достижение поставленных целей и задач является основным критерием оценки эффективности применения ЭФУ.

3. Создана рабочая группа по внедрению ЭФУ и распределены полномочия и зоны ответственности между участниками внедрения ЭФУ. В состав рабочей группы вошли: преподаватель, администрация школы, библиотекарь, специалист по ИКТ.

4. Проанализирована материально-техническая база образовательной организации и произведён отбор оборудования для использования электронных учебников.

5. Проведён анализ компетенций, необходимых для работы с ЭФУ всеми участниками образовательного процесса. Выбраны необходимые направления повышения квалификации педагогов образовательной организации.

6. Выбраны модели использования ЭФУ с учетом имеющейся материально-технической базы, целей применения ЭФУ.

7. Создана «дорожная карта» внедрения ЭФУ с обозначением этапов, сроков и результатов их реализации.

8. Приобретены лицензии и начато использование электронных учебников в практике преподавания географии в МОУ «СОШ №102».

9. Проведён мониторинг внедрения и использования ЭФУ, дана оценка эффективности, проведена корректировка плана внедрения.

10. Разработаны методические рекомендации по использованию ЭФУ в преподавании географии.

Основными компонентами информационно-образовательной среды школы стало следующее техническое обеспечение: электронные устройства, серверное, телекоммуникационное оборудование, наличие подключение к сети Интернет в кабинете географии. Образовательный контент и программное обеспечение включило: ЭФУ, образовательные ресурсы, сервисы и приложения.

Внедрение ЭФУ способствует достижению следующих образовательных результатов обучения: предметных, метапредметных и личностных в условиях реализации основной образовательной программы 4K:Коммуникация, Командная работа (сотрудничество), Критическое мышление, Креативность (творчество). Педагогические технологии, которые использовались в ходе апробации: смешанное обучение, проблемное обучение, метод проектов, индивидуальное обучение. Индивидуализация обучения выражается в выборе содержания, методов, форм и средств обучения в соответствии с потребностями и способностями каждого ученика [5].

Применение цифровых технологий и ЭФУ в преподавании географии объективно для:

-экономии и эффективном использовании времени учителя при подготовке и проведении учебных занятий;

-использовании времени урока для организации более продуктивной деятельности школьников;

-создании условий для формирования навыков работы с современными источниками информации и инструментами для ее создания и передачи;

-расширении возможностей для организации формирующего оценивания, самоконтроля и самопроверки, получения моментальной обратной связи;

-обеспечении коммуникации и совместной работы участников образовательного процесса для решения образовательных задач;

-получении доступа к учебной информации, используемым инструментам и результатам деятельности в любом месте в любое время [2].

Материально-техническое обеспечение образовательной организации позволило при использовании ЭФУ применение нескольких моделей обучения.

Модель «Перевернутый класс», применение которой позволяет экономитьвремя урока для активной деятельности школьников, когда у учащихся на уроке 1 устройство на 2-4 человека, компьютер учителя, проектор, интерактивная доска в кабинете географии, или ЭФУ может быть только у учителя, а ученики использовали ЭФУ дома на своих домашних компьютерах.

Модели «Фронтальная работа» на уроке, применение которой способствует повышению наглядности. Интерактивные карты и схемы ЭФУ, используемые во фронтальном режиме на уроке в качестве наглядного пособия, становятся источником дополнительной информации, а во время устного ответа учащегося, служат в качестве опоры или источника информации для анализа, доказательства, сравнения и оценки. Это позволяет учащимся осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата самостоятельно принимать решения выбора в учебной и познавательной деятельности.

Модели «Смена рабочих зон» или «ротация станций», «гибкая модель» применялась, когда осуществлялась работа в парах и группах. Использование данной модели обучения с ЭФУ позволяет осуществлять применение метода кейсов, мини-исследований, и практикумов, которые являются обязательными практически на каждом уроке географии.

Видеоролики и анимации ЭФУ, содержащие фрагменты художественных произведений, видеофильмов, реконструкции событий, оптимизируют время педагога при подготовке к уроку и являются альтернативой текстовой информации. Использование аудиовизуальных средств повышает вовлеченность школьников в учебный процесс, при этом доступ к данным материалам возможен в любое удобное время.

Данная особенность ЭФУ позволяет осуществлять реализацию требований ФГОС. Метапредметные регулятивные результаты формируются за счёт:

-умения самостоятельно определять цели своего обучения;

-ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Так же при работе с ЭФУ возможно использование различных тренажеров и онлайн-сервиса «Атлас+», которые позволяют:

·                    во фронтальном режиме на уроке учителю получить с учащимися обратную связь (учитель вводит варианты ответов учеников, приглашает школьников к интерактивной доске или компьютеру),

·                    организовать самоконтроль школьников с использованием «листа достижений», в котором отмечены планируемые результаты и даны ссылки на задания тренажера. Такая форма работы возможна при самостоятельном использовании обучающимися дома или на уроке в качестве инструмента для самопроверки интерактивных заданий.

Некоторые виды заданий на развитие навыков смыслового чтения, выполняемых с помощью заметок ЭФУ на уроках географии позволяют формировать метапредметные результаты (информационные). Это такие задания, где необходимо определить понятия, работа с ключевыми словами, составление вопросов к тексту, выделение главной идеи, работа с незнакомыми словами; конспектирование (логический анализ); дописывание концовки, выделение основных мыслей, ключевых идей.

Проведя мониторинг внедрения и использования ЭФУ в практику преподавания, дана оценка эффективности урока географии в вышеназванном учебном заведении, проведена корректировка плана внедрения, выделены критерии оценки эффективности урока с использованием цифровых образовательных ресурсов и ЭФУ. Выделены особенности подготовки урока с использованием ЭФУ.

1.Применение ЭФУ на уроке должно быть направлено на достижение запланированных образовательных результатов.

2.Электронная форма учебника используется для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

3. При работе с ЭФУ на уроке учтены требования СанПиН максимальной непрерывной продолжительности использования компьютеров с жидкокристаллическим монитором на уроках (1–2 класс — 20 минут; 3–4 класс — 25 минут; 5–6 класс — 30 минут; 7–11 класс — 35 минут); средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности (1–4 класс - 7–10 минут; 5–11 класс - 10–15 минут)[4].

4.На уроке педагог не является основным источником информации; используются ЭФУ, дополнительная литература, ресурсы сети Интернет и др.

5.Учащиеся самостоятельно выбирают необходимые учебные материалы ЭФУ и определяют последовательность выполнения работы.

6.Использование ЭФУ в ряде случаев помогает учителю эффективно сочетать на уроке различные формы работы: фронтальную, индивидуальную, работу в группах или парах.

7.Большинство параграфов ЭФУ снабжены достаточным количество интерактивных и мультимедийных материалов, что позволяет выбрать необходимые ресурсы для различных этапов дидактического цикла: от мотивации до рефлексии.

8.Тренажеры и контрольные задания ЭФУ служат не столько элементом внешнего контроля, сколько инструментом самопроверки и самоконтроля и могут использоваться для реализации формирующего оценивания.

9.При работе с ЭФУ на компьютере, ноутбуке или планшете могут использоваться инструменты устройства или электронные приложения для создания презентаций, текстов, видеороликов и анимаций, тестовых заданий и др. ЭФУ превращается в один из инструментов мобильного обучения.

10.Применение и сочетание перечисленных и других рекомендаций возможно, только если они соответствуют цели Вашего урока и направленны на достижение запланированных результатов.

Список использованных источников
  1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. М., 2003.
  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. –СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с.
  3. Воронцов А.Б. Инновационные учебно-методические комплексы-кардинальные изменения в содержании и организации учебного процесса. Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс], Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12183577/#ixzz4NKpJRmVy.
  5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) // [Электронный ресурс], http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.