Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Автор: Гуреева Татьяна Николаевна, грамота Министерства РФ, почетное звание "Почетный работник сферы образования РФ"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинская средняя общеобразовательная школа
В статье поднимается проблема использования мультимедийной образовательной среды на уроках биологии. Автором показаны механизмы работы со средствами мультимедиа на уроках и во внеурочной деятельности учителя биологии и обобщены результаты опыта работы.

На сегодняшний день мультимедийные технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы: мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределённые образовательные ресурсы. Но, в то же время цифровые и электронные ресурсы разрознены и не организованы в единую структуру, удовлетворяющую индивидуальным требованиям учителя, систематически их использующим на уроках биологии. Мы видим решение этой проблемы в самостоятельном конструировании мультимедийной образовательной среды (МОС), используемой как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Использование МОС, на наш взгляд, способствует развитию познавательной активности школьника на уроках биологии. По мнению Е.Д. Нелуновой [1], МОС представляет собой учебно-информационную среду, где осуществляется взаимодействие педагогов и их воспитанников с внешним миром через открытые интеллектуальные системы (Интернет, учебно-информационные среды), которые во многом основываются на технологии мультимедиа. С. В. Петрова [3] определяет МОС как универсальное развивающее образовательное пространство, сконструированное педагогом из мультимедийных ресурсов учебного назначения, как интегрированную открытую педагогическую систему коммуникации участников образовательного процесса, создающую условия непрерывного развития педагогического медиатворчества учителя.

А.В. Попова [2] отме­чает, что мультимедийная среда, объединив звуковое изображение и анимацию в единое целое, становится полифункциональным средст­вом обучения и утверждает, что эффективным способом обучения в мультимедийной среде является использование гипертекста, вклю­чающего звуковые и зрительные образы.

Размеры и образовательный функционал МОС могут быть различными, в зависимости от временных, целевых, методических и дидактических параметров. С. В. Петрова [4]   выделяет следующие формы МОС:

1.    МОС как элемент урока.  Особенностью использования такой формы МОС является оптимизация образовательного пространства урока, увеличение эффективности использования элементов МОС и локализация внимания ученика на основных аксиологических аспектах урока.

2.    МОС как вариативный комплекс дисциплины. Представляет собой гипертекстовую среду для самостоятельного и долгосрочного использования, состоящую из справочных, дидактических, методических и других материалов.

3.    МОС как универсальное интерактивное гипертекстовое пространство. Средством реализации такой формы МОС служит среда сайта, дополняющего образовательную среду урока.

Нами разработана МОС в форме авторского сайта учителя биологии. МОС представлена разделами: тесты, ребусы, методические материалы. Мультимедийная образовательная среда формирует пространство непрерывного взаимодействия учителя биологии и ученика и способствует повышению его мотивации и познавательной активности.

Раздел «Тесты» представлен совокупностью объектов тестовой формы контроля для 5 – 11 классов, позволяющих более рационально использовать время на уроке, установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать эффективную среду контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию систематически выполнять домашнее задание. В данном разделе также осуществляется непрерывный мониторинг индивидуальных достижений учащегося, отслеживается его активность в пространстве сайта.

Раздел «Ребусы» содержит задания, развивающие личностные и интеллектуальные способности ребенка, способствуют развитию внимания, восприятия, воображения, памяти, целеустремленности, собранности и многих других личностных качеств. Предлагаемые ребусы по биологии отличаются от других тем, что составлены по учебно-методическому комплекту линии учебников: «Биология. 6 класс», «Биология. Животные. 7 класс», «Биология. Человек. 8 класс», разработанному под руководством В. В. Пасечника. При составлении ребусов предпочтение отдавалось изображениям, относящимся к живой природе.

Ребусы составлены из знакомых слов, букв, картинок, рисунков, что делает их увлекательными. Некоторые рисунки слегка юмористичны: буквы «скачут», «цепляются», изменяют «выражение глаз», «повороты головы» и т.п., тем самым концентрируя внимание ребенка в процессе их выполнения. Данный раздел предназначен для организации деятельности ребенка во внеурочное время, способствует повышению его интереса к урокам биологии.

Раздел «методические материалы» представлен комплексом презентационных и видеоматериалов по темам биологии: «Экскурсия по экологическому музею», «Экологические аспекты плодородия почв Ростовской области», «Водные ресурсы Ростовской области», «Редкие и исчезающие животные Ростовской области»  и др., отражающих опыт реализации современных образовательных технологий, методику использования различных средств обучения для достижения планируемых образовательных результатов. Содержательное наполнение данного раздела является информационно-иллюстративным и возможно к использованию как в течении изучения темы на уроке биологии, так и во внеурочное время в качестве справочного материала при выполнении домашнего задания.

Созданная нами мультимедийная образовательная среда также содержит раздел «Обратная связь» (гостевая книга), целью которого является отслеживание степени удовлетворенности учащимся деятельностью на сайте. Мониторинг отзывов посетителей сайта выявил высокую степень эффективности созданного нами образовательного пространства.

Таким образом, использование на уроках биологии и во внеурочной деятельности мультимедийной образовательной средыувеличивает познавательную активность учащегося, способствует эффективному усвоению учебного материала; процесс обучения становится увлекательным. Уроки с использованием МОС вызывают большой эмоциональный подъем у учащихся и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. 

Список использованных источников
  1. 1. Нелунова, Е.Д. Педагогические основы саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде [Текст]: Дис. …док, пед, наук: 13.00.01. – Якутск,2010. – 458 с.
  2. 2. Попова, А В. Использование мультимедийной среды при обучении чтению на иностранном языке [Электронный ресурс] / А.В. Попова. - 2009. - Режим доступа: http://www.tmborags.ru.
  3. 3. Петрова, С. В. Мультимедийная образовательная среда как интегрированная педагогическая система развития медиатворчества учителя [Электронный ресурс]. – М. – 2017. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/ (20 ч.)
  4. 4. Петрова, С. В. Творческая конструктивная деятельность педагогов гуманитарно-художественного профиля по созданию мультимедийной об¬разовательной среды [Текст]: учебно-методическое пособие / С. В. Петрова. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. -92 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.