Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Применение информационных технологий в работе с одаренными детьми

Автор: Кертанова Валерия Викторовна, Кандидат педагогических наук, Доцент
Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Интернет-технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы. А это приобретает особое значение в решении проблемы детской одаренности, так как талантливому ребенку «тесно» в рамках школьной программы
Одной из главных задач является найти приёмы и средства обучения, позволяющие повышать уровень прикладных знаний и умений в области информационных технологий, развивать интерес к проектно-исследовательской деятельности уроках, предоставить новые возможности для творчества, что позволит решать многие педагогические задачи.

В настоящее время, задумываясь о перспективах развития и благополучия современного общества, убеждаешься, что значение интеллектуального, творческого потенциала подрастающего поколения играет особую, важную роль в обучении. Поэтому выявление и работа с одаренными детьми приобретает особую актуальность.

В том, что талантливые дети в нашей стране рождались, рождаются и будут рождаться, сомнений нет, но главное, чтобы этот одаренный ребенок не только родился, но и рос, и воспитывался, сохраняя и развивая свой талант. Ф. Бекон писал: «Природа в человеке бывает часто сокрыта, иногда – подавлена, но редко истреблена… счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями». [1] Высказывание Ф. Бекона является тем вектором, который указывает направление пути для развития способностей ребенка: учитель должен, во-первых, уметь раскрыть природу человека, даже если она «сокрыта», во-вторых, найти такие формы и методики обучения, которые бы развивали способности; в-третьих, найти такие пути обучения, при которых «природа (людей) находится в согласии с их занятиями».

В условиях реформирования российского образования задача совершенствования социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков является одной из приоритетных. Современные дети растут и развиваются на телевизионных передачах, компьютерных играх, мобильных телефонах. Они легче воспринимают зрительные образы. Поэтому материал, сопровождаемый красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение того же самого материала с помощью мела и доски. Таким образом, использование ИКТ повышает мотивацию обучения за счет включения игровых ситуаций, возможности повторения учебного материала без обращения к педагогу и, несомненно, экономит время на уроке. При этом компьютер выступает как необходимый рабочий инструмент.

Применение информационных технологий делает учебные материалы доступными для учащихся в любой момент, что способствует развитию творческой активности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию деятельности ученика и учителя. Информационные технологии всё больше внедряются в нашу жизнь и уже нельзя представить себе развитие науки, техники, экономики, промышленности без использования компьютерной техники. [2]

Чтобы грамотно организовать учебную деятельность необходимо определить мотивацию, в основе которой лежат потребности и интересы личности. Только тогда, когда обучение станет желанным процессом, дети будут добиваться хороших успехов в учебе. Поэтому одной из главных задач является найти приёмы и средства обучения, позволяющие повышать уровень прикладных знаний и умений в области информационных технологий, развивать интерес к проектно-исследовательской деятельности уроках, предоставить новые возможности для творчества, что позволит решать многие педагогические задачи.

В то же время необходимо помнить, что отношение детей к учителю также обуславливает их отношение к предмету, поэтому одна из основных задач учителя – грамотно выстроить плодотворное педагогическое общение,  создать условия, способствующие возникновению стойкого интереса к определенному предмету. Как считал Н.В. Метельский, «интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально-окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодоления трудностей, с сохранением успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности». [4]

Как сформировать интерес к предмету? Лучший способ — учить серьезному шутя, через игру, именно в такой форме дети легко усваивают новые знания, общение ученика и учителя должно быть увлекательным, интересным, чтобы хотелось его повторить. На первый план должны выступать определенные стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность – все это способно не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить желание изучить материал более глубоко.

Работа по выявлению талантливых, способных детей, полезна и должна продолжаться, но таких детей, к сожалению, не так уж много.

Интернет-технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы. А это приобретает особое значение в решении проблемы детской одаренности, так как талантливому ребенку «тесно» в рамках школьной программы. Ведь его интеллектуальные и творческие возможности оказываются невостребованными, следовательно, ослабляется познавательная мотивация, снижаются темпы умственного и творческого развития. Дистанционное обучение позволяет получать любой материал независимо от времени и местоположения. Также применение дистанционных технологий обучения играет важную роль для развития творческих способностей одаренных детей.

Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения материала и позволяет ребенку, в процессе самостоятельной работы получать консультации, способствуя удовлетворению различных потребностей.

Например, электронный справочник позволяет ребенку в любое время быстро получить необходимую справочную информацию. Различные тренажеры позволяют проверить знания и получить определенные навыки.

Большие возможности для одаренных детей дает участие в Интернет-олимпиадах, конкурсах. Дистанционные олимпиады объединяют учеников и преподавателей, развивают интерес к изучаемому предмету, стимулируют проявлять активность, инициативность, самостоятельность учащихся, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир.

Большой интерес для одаренных детей представляют Интернет-школы, где одарённые дети могут удовлетворить свои интересы. Для детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, информационные технологии предоставляют возможность спокойно общаться дистанционно.

Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование информационных технологий помогает установить тесный контакт при решении актуальных вопросов воспитания, обучения и развития одаренных детей.

Список использованных источников
  1. Бэкон, Ф. Новая Атлантида [Текст] / Ф. Бэкон. – М.: ОГИЗ, 1954.–137 с.
  2. Кертанова, В.В. «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании математики в школе. (Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании» «ИТО-Саратов-2015» (г. Саратов, СГУ, 2-3 ноября 2015 г.).
  3. Кертанова, В.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании математики. //Материалы IV Международной научно-практической конференции молодых ученых и преподавателей, аспирантов и студентов «Современные проблемы природы, общества и человека» // (Дмитров, Дмитровский институт непрерывного образования, 19-20 апреля 2016 г.).
  4. Метельский, Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики [Текст] / Н.В. Метельский. – Минск: Высш. шк., 1977. – 157с.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Учебная деятельность, мотивация, успеваемость.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.