Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Внеурочная деятельность по информатике в условиях развития современного общества

МОУ "СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области"

1.     Внеклассная работа по информатике.

За последние годы в информатике возникли новые направления, имеющие практическое значение и большой познавательный интерес – компьютерные технологии обработки информации, в частности, мультимедиа, гипертекст, интернет. Эти вопросы уже нашли свое отражение в программе по информатике, однако практика показывает, что количество отведенных часов явно недостаточно, и поэтому внеклассная работа является серьезным подспорьем в повышении качества подготовки учащихся по информатике.

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни.

Профессия педагога требует постоянного творческого поиска. Самосовершенствования, повышения профессионального уровня. В наибольшей степени это касается учителя информатики вследствие непрерывного изменения содержания и целей обучения, возрастания уровня компьютерной грамотности учащихся.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

Следует различать два вида внеклассной работы по информатике: работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия); работа с учащимися, проявляющими к изучению информатики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).

Занимаясь внеклассными занятиями по информатике я ставлю перед собой цели:

- воспитание культуры мышления;

- расширение и углубление представлений учащихся о роли информатики в мировой науке;

- установление более тесных деловых контактов между учителем информатики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия этого вида.

Вместе с тем между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.

2.     Организация работы по робототехнике с одаренными детьми.

Кроме урочной деятельности, 1 час в неделю в моей нагрузке выделено для  внеклассной работы по информатике. Чем же заняться с детьми на кружке?

Я являюсь учителем информатики в МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области». В 2015 году мы с моим классом приняли участие во Всероссийском конкурсе «Лучший ученический класс – 2015». По результатам регионального этапа мой класс набрал необходимое количество баллов что бы стать победителем. За победу в этом конкурсе мы были награждены набором робототехники LEGO Mindstorms.

Курсов по роботехнике я не проходила и мы вместе с группой заинтересовавшихся учеников начали изучение столь интересной разработки.

Робототехника поощряет мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а возможность первому освоить то, чего еще не знают другие дает стимул к учебе.

Различные языки программирования графическими элементами помогают школьникам мыслить логически и рассматривать вариантность действия робота.

Появление в школе комплекта Робототехники LEGO Mindstorms нас очень заинтересовало. Это не просто детская игра, а целая наука, объединяющая в себя физику, математику, информатику, английский язык. Мы решили изучить данную науку, чтобы воплощать в роботах свои фантазии.

Так как  набор LEGOу нас в школе всего один, то использовать его на уроках постоянно нет возможности, так как средняя наполняемость классов 20 человек. В связи с этим и были перемещены занятия по робототехнике на внеклассную деятельность для обучающихся реально заинтересовавшихся этим вопросом.

Конструктор LEGOмы на уроке используем только как наглядное пособие и как область применения программ для работы с Исполнителями. Так как детям на уроках не всегда понятно,где же можно применить свои знания по составлению программ.

Для внеклассной работы с этим комплектом были отобраны дети,которые хорошо разбираются в алгоритмизации и освоили языки  программирования. В 5 классе учащиеся получают начальные сведения о языках программирования, но с каждым годом эти знания расширяются и   принцип работы этих тем очень нагляден именно с Роботом LEGO.

Увлечение робототехникой, программированием, конструированием побуждает моих учеников любого возраста к творческому мышлению и производству уникального продукта. Это залог успешного будущего для каждого ребенка.

Для программирования робота мы используем программное обеспечение LEGO Mindstorms EV3 Home Edition для Windows, которое легко скачивается на официальном сайте LEGO. Там же есть обилие прошивок, обучающих материалов по программированию, видеороликов, интерактивных инструкций, описаний миссий.

Разумеется, EV3 может управляться со смартфона на Android или iOS, для этого есть отдельные приложения. Программирование возможно и на Java и на множестве других языков: ASM/C/C++/Perl/Python/Ruby/VB/Haskell/Lisp/Matlab/LabVIEW.

3.     Организация работы с головоломкой кубик Рубика.

С младших классов дети увлекаются логическими примерами, головоломками и ребусами. С возрастом меняется сложность задач, мы задумываемся о науках, которые занимаются разгадыванием головоломок - это теория вероятности, комбинаторика, робототехника... Всё это разделы математики и информатики, развивающие нестандартное мышление и логику. Изучение выше перечисленных наук довольно сложное, мы же предлагаем использовать «головоломки из детства», простые и понятные нам, и на их примере рассматривать ту или иную науку.

Наравне с робототехникой детям очень нравиться заниматься сборкой такой головоломки как кубик Рубика. Компьютерные программы, он-лайн сборщики очень помогают в таком нелегком труде. Многие дети собирают достаточно быстро эту головоломку.

В последнее время часто появляются разные статьи по быстрой сборке кубика Рубика. Создаются роботы, собирающие на скорость кубик. Проводятся разные турниры среди людей.

Сборка кубика Рубика на скорость давно стала своеобразным видом спорта, но в последние годы любители головоломки еще более явно активизировались. Сама же игрушка стала применяться и в робототехнике, в том числе и для того, чтобы продемонстрировать скорость и точность обработки данных и выполнения простых задач роботами. 

Вот и нашу школу эта увлекательная головоломка не обошла стороной.

Мы, с учащейся 9 класса Кайдышевой Дарьей, постарались создать проект «Тайна белого креста» о способах сборки кубика и о возможностях спидкубинга. Даша обучается на «отлично» с первого класса школы. У неё математический склад ума и она очень увлечена этой головоломкой. Возможно, в дальнейшем мы попробуем  собрать и запрограммировать робота на сборку кубика Рубика, но пока мы только составляем алгоритмы его сборки при помощи блок-схем.

У нее есть свой рекорд сборки. На секции «Исследовательские проекты школьников и студентов» она представит свой проект и покажет наглядно как это у нее получается. В ее намерениях участие в конкурсах такой направленности. Конечно, ее рекорд еще далек от мирового, но я считаю, что это увлечение очень помогает ей в учебе на «отлично».

Существует целый ряд программ и интернет ресурсов, которые помогут вам в освоении любой головоломки и улучшении результатов.

Сайт WCA-всемирное объединение всех спидкуберов. https://www.worldcubeassociation.org/competitions?&region=Russia

csTimer - таймер, адаптированный под сборку головоломок. http://www.cstimer.net/

Социальная сеть спидкуберов

https://cubingtime.com/mail

Спибкубинг Россия

https://speedcubing.ru/

Магазин головоломок(Россия, СНГ)

http://cccstore.ru

4.     Вывод

Развитие современного общества настолько стремительно, что мы, учителя, не всегда успеваем за такими темпами. Дети, в каких то вопросах связанных с современной техникой, гаджетами, программами и приложениями , бывают более осведомленными чем мы. И в связи с этим нам необходимо самообразование ставить на первое место и стимул для этого нам дают наши любознательные, одаренные ученики, стремящиеся к дальнейшему пополнению своих знаний. 

 


 

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.