Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Информационные технологии в работе с одарёнными детьми. Проектно-исследовательская деятельность.

МБОУ "СОШ №12" ЭМР Саратовской области

В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, нам, учителям важно не просто передать знания ученику, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

     Одним из эффективных направлений работы с одарёнными детьми по использованию информационно коммуникационных технологий является  проектно- исследовательская деятельность.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности одаренного ребёнка существует много, но собственная проектно-исследовательская практика, бесспорно, — один из самых эффективных.

Главная цель проектно-исследовательской работы – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи проектно-исследовательской работы:

1. Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающих учащихся в проектно-исследовательскую работу.

2.Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика в проектно-исследовательской деятельности.

3. Формирование у обучающихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

4. Формирование и развитие у учащихся умений исследовательского характера во всех видах деятельности.

     Умения исследовательского характера:

•      умение видеть проблемы;

•      умение задавать вопросы;

•      умение выдвигать гипотезы;

•      умение давать определение понятиям;

•      умение классифицировать;

•      умение наблюдать;

•      умение проводить эксперименты;

•      умение делать выводы и умозаключения;

•      умение структурировать материал;

•      умение доказывать и защищать свои идеи.

Основные этапы, характерные для исследования в научной сфере:

•      постановка проблемы;

•      изучение теории, связанной с выбранной темой;

•      подбор методик исследования и практическое овладение ими;

•      сбор собственного материала;

•      анализ и обобщение материала;

•      собственные выводы.

Этапы организации проектно-исследовательской деятельности с учётом  возрастных особенностей младших школьников.

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. При этом в работе используем комплект учебно-методических материалов по исследовательскому обучению А.И. Савенкова.  Это тетради «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей».

В уроки и внеурочные занятия включаем игры и задания, позволяющие активизировать проектно-исследовательскую деятельность детей. На этом этапе обучающиеся узнают, откуда можно получить  информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в интернете, провести опыт и т.д.

Второй этап — второй класс начальной школы – ориентирован: формирование умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. На этом этапе в программу внеурочной деятельности включаем кружок «Я – исследователь». При этом используем в работе учебно-методические материалы того же автора, тетрадь для учащихся «Я – исследователь».

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. Этот возраст – поле деятельности для проектно-исследовательской работы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это — повышение уровня формирования универсальных учебных действий.

В этот период начинаем активно работать в сетевых проектах. Они являются эффективным практическим подспорьем в исследовательском обучении. Под сетевым проектом понимаем такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

На одном из сетевых проектов я хотела бы остановиться подробнее. В рамках года охраны окружающей среды мы с детьми участвовали в международном сетевом проекте «Тайге быть – 2!», посвященному изучению роли дуба в жизни тайги. Работа проходила в форме эко-путешествия к богатырю леса. На каждом этапе ребят ждали интересные задания с освоением новых компьютерных программ и сервисов интернета.

Этапы работы в сетевом проекте:

1этап - создание визитной карточки команды;

2 этап - исследовательская работа «Священная роща»;

3 этап - творческая работа «Подарки осени»;

4 этап - этап «Лукоморье»;

5 этап - Дневник наблюдений;

6 этап – Рефлексия.

Что дает сетевой проект нашим ученикам? Выполнение заданий проекта помогает формированию следующих качеств, необходимых человеку 21 века: коммуникативные умения, творчество и любознательность, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество. Сетевые проекты помогают ребёнку почувствовать себя в центре внимания т.к. его работа будет представлена более широкой аудитории, повышается авторитет и самооценка школьника. Сетевые проекты дают возможность участвовать тем детям, которые по разным причинам не могут находиться в данный момент в классе, дают возможность родителям не только следить за работой своего ребёнка и класса, но и принимать активное участие. Участие детей в сетевых проектах требует и от учителя постоянного повышения уровня ИКТ компетентности. Только творческий учитель может вызвать интерес и стремление к знаниям у своих учеников.

Список использованных источников
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М. «Просвещение»-2011 г.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2014.
  3. Феоктистова В.Ф Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Начальное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.