Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ.

Автор: Дмитриева Елена Борисовна, победитель обл. конкурса лучших учителей (ПНПО), исп.ИКТ в 2011г.
МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева го ЗАТО Светлый Саратовская область
В статье представлен опыт работы учителя физической культуры по формированию интеллектуальных компетенций при помощи современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) в процессе обучения игре в шахматы.
В статье представлен опыт работы учителя физической культуры по формированию интеллектуальных компетенций при помощи современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) в процессе обучения игре в шахматы.
В МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щеголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области много лет существует шахматный кружок «Эрудит», руководителем которого я являюсь.  В последние годы для обучения игре, совершенствования навыков и умений, развития мыслительного потенциала и повышения скорости мыслительных процессов, формирования быстрых ответных реакций в виде хода на действия противника в условиях ограниченного времени, внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения, даже формирования навыков  полезного времяпрепровождения и др. я использую в работе ИКТ. Я работаю учителем физической культуры 23 год, ИКТ применяю в различных областях своей профессиональной деятельности. В статье я представляю опыт использования ИКТ при обучении игре в шахматы.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». 
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.  
Современные компьютерные технологии в последние годы оказали огромное влияние на общество, в том числе и на шахматы. Появилось множество специальных шахматных программ, предназначенных помочь шахматистам любого уровня. На мой взгляд, наилучшие практические результаты для обучения начинающих играть в шахматы дает компьютерная программа «Динозавры учат шахматам» и игровая зона play.chessking.com, интерактивное обучение с помощью курса http://teachpro.ru.
Обучающая компьютерная шахматная программа «Динозавры учат шахматам» имеет простой и понятный даже младшим школьникам интерфейс. В меню программы 4 раздела: «Учиться», «Играть», «Прогресс» и «Бой с динозавром». Раздел «Учиться» содержит 11 уроков, в которых в игровой форме динозавры объясняют обучающимся базовые шахматные знания и предлагают выполнить дидактические игровые задания для закрепления материала. В разделе «Играть» обучающийся может сыграть против компьютерного персонажа на разных уровнях сложности, в зависимости от этапа освоения программы. Раздел «Прогресс» наглядно показывает объем изученного материала. В разделе «Бой с динозавром» обучающийся может провести игровое сражение с динозавром в виде поощрения за успешное выполнение заданий. Важным фактором является развитие у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, применяя нестандартные методы решения, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. У школьников развиваются интеллектуальные процессы, творческое мышление; формируются универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);   развиваются навыки групповой работы и умения управления своими эмоциями и действиями, школьники учатся усидчивости и терпеливости, способности ориентироваться на плоскости и умениям общаться. По моим наблюдениям, такие школьники с легкостью изучают в дальнейшем такие предметы как геометрия, черчение и др.
К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребёнок усваивает их на лету. Вы объясняете ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребёнку сложную картину, и он вас понимает быстро.…». Большим подспорьем для педагога является мультимедийное оборудование, которое используется и помогает в работе. Устное изложение материала и разбор дидактических задач с компьютерным сопровождением вызывает интерес у большинства детей, способствуют запоминанию. 
ИКТ на занятиях по шахматам подразумевают использование таких программ, как программы MS Office (Word, Power Point); шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Шахматы с Гарри Каспаровым», «Шахматные этюды», «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов «Шахматный Интернет. Игра и обучение» , сайт с игровой зоной https://play.chessking.com/, http://teachpro.ru/Course/Chess14  содержит 106 интерактивных уроков обучения игре в шахматы, может быть использована интерактивная доска и др.
Впервые с октябре 2017 года на сайте https://play.chessking.com/ проводится Первый Всероссийский турнир по шахматам среди школьных команд через Интернет, шахматный турнир с использованием ИКТ в режиме он-лайн для школьников всех возрастных групп по всем федеральным округам, с отбором сильнейших команд для участив в финале турнира.  Турнир проводится по правилам вида спорта «шахматы», утверждённым приказом Минспорта России. Участие в соревновании – бесплатно.
Первый Всероссийский турнир по шахматам среди школьных команд через Интернет является отборочным для участия в Первом Европейском Интернет – чемпионате по шахматам среди школьных команд. В общей сложности принимают участие в турнире 690 общеобразовательных школ России из всех федеральных округов, городов Москвы и Санкт-Петербург.
Этот турнир так же дает возможность принимать вызовы и играть с игроками других команд, играть дополнительные партии вне турнира, принимая вызовы игроков. После отборочных игр внутри кружка «Эрудит» была сформирована команда, которая приняла участие в этом турнире. Хочу  отметить, что на игровой площадке «chessking» можно так же научиться играть в шахматы. На площадке существуют различные сложности и уровни, в зависимости от уровня подготовки, такие как: начинающий, разрядник, средний, продвинутый и девять уровней. На площадке можно найти соперника по своему уровню и играть с ним. Я считаю, что научиться чему-то большему можно лишь тогда, когда играешь с более опытным игроком, и победа в этом случае наиболее ценная. В программе при обучении игре все комбинации систематизированы по темам, тщательно подобраны и предназначены для самостоятельного нахождения решения. Так же на площадке  «chessking» есть возможность быть тренером школьников в летний период, т.е. заниматься с детьми дистанционно, для этого есть возможности. Члены кружка «Эрудит» на протяжении ряда лет являются победителями муниципальных турниров по шахматам, посвященных полету в космос Ю.А.Гагарина, как в личном , так и в командном зачете.
Подводя итог, следует отметить,  что у школьников формируются интеллектуальные компетентности средствами современных информационных технологий. Важно обратить внимание на то, что для участия в шахматных турнирах на территории школы с использованием интернет - ресурсов, ИКТ , играть в режиме он-лайн необходимы такие условия, как требуемая этими ресурсами скорость интернета в школе, компьютеры с необходимым ПО, регистрация участников, навыки интернет-пользователя. Так же учитывая, что материальные затраты, финансирование на поездки школьников на соревнования и турниры не всегда могут быть понесены образовательными организациями, а так же тот факт, что есть возможность играть с игроками из  различных регионов России дистанционно в режиме  он-лайн,  использование ИКТ технологий оправдано, целесообразно, наименее финансово затратно для школ.  Важно не забывать, о регламентированном СанПиНом времени нахождения за ПК. 
Список использованных источников
  1. Калиниченко Н.М., Фролов В.А., Фролова О.Е. Основы шахматной игры для детей [Электронный ресурс]. URL : http://teachpro.ru/Course/Chess14 (дата обращения: 05.10.17)
  2. Шахматная планета [Электронный ресурс]. URL : http://chessplanet.ru (дата обращения: 05.10.17)
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  интерактивные шахматы, он-лайн игра, интеллектуальные компетенции, турнир, ИКТ, обучающая компьютерная шахматная программа, chessking.com, http://teachpro.ru

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.