Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Школа – сфера равных возможностей

Автор: Алферьева Мария Константиновна, Почетный работник общего образования
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области"

Каждое образовательное учреждение ставит перед собой и решает вопросы как создать условия, обеспечивающие равные возможности детей в осуществлении права на образование. А значит, для творчества, самовыражения, самоопределения, самореализации, свободного выбора образовательного маршрута каждым учеником и воспитания у них чувства ответственности за свой выбор.

Я представляю среднюю школу № 1 р.п. Новые Бурасы Саратовской области.  Пусть наша школа небольшая, и расположена не в крупном городском центре, но мы  живём активно и интересно. А учителя, школьники и их родители реально осознают, что значит создание равных возможностей - обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.[1]

Наша школа является базовой для организации инклюзивного образования детей-инвалидов.  А теперь еще и участвует в проекте по развитию детской инженерии, являясь региональной инновационной площадкой. Это значит, что качественное образование обеспечивается для детей всех категорий обучающихся.

Согласно концепции развития образования до 2020 года реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежиявляется одной из приоритетных задач. [2]

Как инновационная площадка мы с сентября прошлого года решаем важную задачу -  развития научно-технического мышления школьников средствами соревновательной робототехники.

Мы решили присоединиться к проекту, во-первых, потому, что у нас есть хоть  не большая, но база – 5 робототехнических набора Lego. Во-вторых, мы считаем, что робототехника - универсальный инструмент для образования. Она вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа.

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении.

Сейчас в сфере робототехники очень большая конкуренция. Это направление активно развивается и в школах Саратовской области.

Однако уже первый опыт нашего участия на соревнованиях, организованных саратовским областным институтом развития образования, показал, что и у сельских школьников есть потенциал и возможности показывать неплохие результаты. С межмуниципальных открытых робототехнических соревнований среди школьников области «Робобитва»мы привезли несколько дипломов. Это, конечно окрылило ребят. Они почувствовали свои силы. Их захватил азарт соревнований. Ребята впервые увидели интересные конструкторские решения соперников.

На каждые соревнования мы едем учиться. Какие бы сложные поля и условия соревнований не были – мы находим для себя всегда что-то новое. И это очень ценно для всех!

Я вижу, как на глазах меняются мальчишки. Они становятся вдумчивыми конструкторами, ищут оптимальные алгоритмы для решения задачи, работая в команде, учатся идти на компромисс, или аргументировано доказывать свои технические решения.

И даже экзамен по информатике показал, что они очень серьезно стали относиться к предмету – все ребята успешно сдали экзамен, подтвердили свои знания.

2 место в региональном этапе соревнований РобоФест, позволило нашей команде приять участие в IX Всероссийском робототехническом фестивале «РобоФест» в Москве на ВДНХ.

 С 15 по 17 марта 3 учащихся школы Кожинов Максим, Попков Святослав и Боровиков Максим принимали участие в состязании «РобоКарусель». Все было первый раз – и поездка в Москву, и состязания такого масштаба, и финальный этап Всероссийской робототехнической олимпиады по физике «Робокарусель» в МГУ им. М.В. Ломоносова.

На ВДНХ на арене площадью 14 000 кв. м участники фестиваля продемонстрировали подготовку и навыки в решении технических задач с помощью различных роботов. «РобоФест» впервые собрал рекордное количество участников – около 5000 школьников и студентов из 65 регионов России, Казахстана и Белоруссии в составе более 1300 команд.

Фестиваль проводится с 2009 года в рамках программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», реализуемой Фондом «Вольное Дело» с 2008 года. Участники программы – школьники и студенты в возрасте от 6 до 30 лет. Цель программы – воспитание новых инженерных кадров для российской промышленности в масштабах страны, начиная со средней школы. За время реализации около 30% участников программы стали студентами технических вузов и обучаются по инженерным специальностям.

Самая многочисленная делегация (более 400 человек в составе 132 команд) представляла на «РобоФесте» Москву. Вторая по численности – делегация Краснодарского края (более 230 человек в составе 73 команд). Замыкает тройку лидеров по числу участников Самарская область (170 человек в составе 57 команд). Саратовская область представляла 14 команд в 10-ти номинациях, в том числе четырех студенческих.

Участники «РобоФеста-2017» соревновались в 22 дисциплинах. В первый день фестиваля – 15 марта – происходил заезд участников состязания РобоКарусель. В нем принимали участие 135 команд, более 900 учащихся 7-11 классов. Из 5 команд Саратовской области 4 прошли во второй тур, в том числе и наши ребята - финальный этап Всероссийской олимпиады по робототехнике для школьников в МГУ им. М.В.Ломоносова который состоялся 17 марта.

16 марта наши ребята познакомились с физическим факультетом МГУ, преподавателями, побывав на консультации перед олимпиадой. Победителями олимпиады могут стать 15 ее участников, около 50 - призерами. Победители олимпиады смогут претендовать на зачисление на физический факультет МГУ без экзаменов, а призеры – на получение 100 баллов на внутреннем экзамене МГУ или 100 баллов по физике в другие российские вузы при поступлении. Итог – Кожинов Максим стал призером этой олимпиады, 3 место.

Прошел учебный год. Можно подводить итоги. 4 из 6-ти девятиклассников, занимающихся робототехникой, выбрали технический профиль. Продолжают обучение в 10 классе и занятия в кружке робототехники. За ними тянутся мальчишки помладше – 5- 7 класс. Каждый из них в будущем видит себя инженером, или конструктором. Их не страшат чертежи и механизмы, они начинают разбираться в технике и стремятся узнать больше!

Наша задача – поддерживать в них этот интерес. Организовывать больше интересных занятий и соревнований. И тогда они смогут многое.

Здорово, что именно Детская инженерия – один из приоритетов развития регионального образования на 5 лет.

Ведь не важно, где ты учишься – в лицее информатики города или в сельской глубинке. У нас равные возможности, было бы желание!  

Список использованных источников
  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Минобразования России от 11.02.2002 N 393
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 2765-р
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.