Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Информационные технологии в работе с одарёнными детьми в процессе изучения истории и обществознания

Автор: Гусева Ольга Васильевна, Кандидат исторических наук, Почетный работник общего образования РФ
МБОУ СОШ №1 г. Петровска Саратовской области
в статье рассматриваются основные аспекты использования ресурсов сети Интернет в процессе преподавания истории и обществознания и при работе с одаренными детьми

Информационные технологии в работе с одарёнными детьми в процессе изучения истории и обществознания

Автор: Гусева Ольга Васильевна, кандидат исторических наук, Почетный работник общего образования РФ, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ  №1 г. Петровска Саратовской области»

Современное общество предъявляет к образованию всё новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Одной из первоочередных задач современного российского образования является воспитание выпускника, готового к вызовам постиндустриального общества, способного в огромном потоке информации найти самое ценное и, что особенно важно, необходимое для его дальнейшей профессиональной и личностной ориентации.Выпускник должен знать, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации его жизненных планов. Но как быть ученикам и педагогам, живущим вдалеке от научных центров, крупных библиотек и архивов и не имеющим возможности «вживую» работать с историческимим и научным материалами прошедших эпох?

Огромную помощь преподавателю и его ученикам, несомненно, оказывают ресурсы сети Интернет. Практически все исторические научные организации сегодня не только имеют собственные сайты, но и позволяют всем желающим воспользоваться значительным количеством хранящейся в их фондах информации. Задача педагога – помочь ребенку в поиске необходимых данных и обучении правильной организации работы с ними. С этой работой особенно успешно справляются дети с высокой мотивацией к обучению, т.е. так называемые «одаренные дети».

Используя ресурсы Интернет, стараюсь следовать основным критериям: педагогическая целесообразность; качественное содержание ресурса; продуманная методика его использования. При четкой организации урока достигается большой эффект, успешно решаются задачи общепедагогического и методического содержания, сохраняется дифференцированый подход в освоении материала, в заданиях для актуализации знаний.

При работе с одаренными учащимися использую следующие Интернет-ресурсы: Интернет-ресурсы (ЦОР), созданные по результатам проведенных телекоммуникационных проектов (например, использую сайты, сделанные педагогами и их учащимися – по краеведению, архитектуре города и т.д.), образовательные ресурсы, созданные на базе университетов, компьютерных фирм с целью изучения определенных тем, курсов, Интернет-ресурсы электронных библиотек и различных энциклопедий, официальные сайты исторических и педагогических периодических изданий (например, сайт с материалми по всемирной истории http://historic.ru, библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html, сайт документальных фильмов  http://intellect-video.com, сайт социально-гуманитарного и политологического образования http://humanities.edu.ru  и др.).

Стараюсь напоминать ученикам о том, что, как и в любом организованном человеком сообществе в сети Интернет можно столкнуться с ненужной, а подчас и исторически неверной информацией.

Какова же эффективность внедрения Интернет-ресурсов в практику преподавания и во внеурочной деятельности? За короткое время возможности использования ИКТ на уроках значительно расширились благодаря весьма обширному информационному и наглядному полю сети Интернет. Презентации к урокам стали содержательнее, красочнее, источниковая база обогатилась новыми интересными документами и, как результат, возрос интерес учащихся к предмету, повысилось качество знаний.

Подготовка к конкурсам и олимпиадам, а также активное в них участие сегодня невозможно представить вне зоны действия сети Интернет. Мои ученики – постоянные участники (а также призеры и победители) разнообразных дистанционных конкурсов, позволяющих создать для ребенка ситуацию успеха.

Интернет – это еще и отличная возможность для собственного педагогического роста учителя, знакомства с опытом лучших преподавателей России, обмена опытом, обучения и распространения своих инновационных проектов.  Уже много лет в работе с одаренными детьми использую дистанционные формы, в том числе собственный сайт. Немаловажным фактором использования ресурсов Интернет является не только их доступность, но и скорость передачи информации, экономия времени и финансовых средств.

Таким образом, информатизация и использование новых информационных технологий (в том числе и Интернет) в организации и оптимизации образовательной среды и при работе с одаренными учащимися является одним из самых эффективных приоритетов развития современной системы образования.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  образование, педагогика, одаренные дети, история, обществознание

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.