Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Праздник информатики и математики в Физико-техническом лицее № 1 г.Саратова

Авторы: Абросимов Михаил Борисович 1, Доктор физико-математических наук, Доцент, Огнева Марина Валентиновна 2, Кандидат физико-математических наук
1 ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2 ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
В докладе обсуждаются праздничные мероприятия, проведённые 19 апреля 2017 для учеников 6-11 классов в честь дня создания кафедры математических основ информатики и олимпиадного программирования на базе МАОУ «Физико-технический лицей № 1» г. Саратова.

М.Б.Абросимов

 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, заведующий кафедрой математических основ информатики и олимпиадного программирования на базе МАОУ «Физико-технический лицей № 1» г. Саратова, д.ф.-м.н., доцент

М.В.Огнева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, заведующая кафедрой информатики и программирования, к.ф.-м.н., доцент

 

19 апреля 2016 года было принято решение о создании на факультете компьютерных наук и информационных технологий Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского кафедры математических основ информатики и олимпиадного программирования на базе МАОУ «Физико-технический лицей № 1» г. Саратова. Одной из задач кафедры является проведение конкурсов, олимпиад и других мероприятий с целью популяризации информатики и математики у учеников, а также профессиональная ориентация учащихся, воспитание у молодого поколения современного научного мировоззрения. Целью данной работы является обсуждение одного из проведённых в рамках этих задач мероприятий.

19 апреля 2017 года в Физико-техническом лицее № 1 преподаватели и студенты факультета компьютерных наук и информационных технологий Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского провели праздничные мероприятия для учеников 6-11 классов в честь дня создания кафедры математических основ информатики и олимпиадного программирования на базе МАОУ «Физико-технический лицей № 1» г. Саратова. В программе праздника была олимпиада по теории графов, квест «Загадочное похищение чертежей суперкомпьютера» и профориентационный конкурс. Программа была составлена таким образом, чтобы каждый школьник мог поучаствовать в мероприятии, интересном ему и подходящем по возрасту.

Для учеников 8-11 классов была организована олимпиада по теории графов, в которой приняли участие 75 человек. Участникам было предложено за 2 часа решить 7 задач по теории графов. Преамбулой давались некоторые базовые сведения по теории графов, которые можно было использовать в процессе решения.

В качестве примера приведём одну из задач.

Задача № 1. На балу встретились 20 человек (дамы и кавалеры). В начале бала каждый кавалер поклонился каждой даме. Какое максимальное число поклонов могло быть? Сколько при этом должно быть дам и сколько – кавалеров?

В преамбуле давалось определение двудольного графа. Максимальный балл можно было получить, указав что в этой задаче является графом: вершины графа соответствуют дамам и кавалерам, а рёбра графа – поклонам. Таким образом, получается полный двудольный граф: в одной доле находятся вершины, соответствующие дамам, а в другой доле – вершины, соответствующие кавалерам. Каждая вершина одной доли соединяется ребром с каждой вершиной другой доли. Если обозначить через xколичество дам, то задача сводится к поиску максимума функции f(x) = x(20 – x), при x= 0,…,20.

Несмотря на то, что с теорией графов участники сталкивались на уроках математики и информатики очень выборочно, результаты олимпиады оказались достаточно высокими.

Несколько участников справились со всеми 7 задачами и набрали максимальное количество баллов.

Для 6-7 классов проводился математический квест «Загадочное похищение чертежей суперкомпьютера». В соревновании участвовало 10 команд по 5-7 учеников.

Школьникам предлагался набор задач, оформленных в виде истории про приключения сказочного принца, у которого были украдены чертежи суперкомпьютера. Решение одной задачи приводило к следующей, и так далее, пока чертежи не были найдены. Темы заданий – «Теория графов», «Логика», «Системы счислений», «Криптография», «Комбинаторика». Участникам нужно было не только найти решение задач, но и объяснить свои решения жюри.

Приведем пример задания, связанного с темами «Криптография» и «Системы счисления».

Задание № 3.В Падуе принц получил в руки два листка бумаги:

1 листок:

АЕЛМО

РНГБУ

КПИДС

ОВНМЯ

2 листок:

26

23

29

11

 

Принц догадался, что сообщение зашифровано с помощью решетки, причем первое письмо – сама решетка, а второе – ключи к ней. Еще он догадался, что ключи нужно перевести в двоичную систему. В какой город привело принца это зашифрованное послание?

В последнем задании командам необходимо было вскрыть двоичный сейф, в котором были запрятаны похищенные чертежи. Это удалось сделать только двум командам. С остальными заданиями ребята справились очень хорошо, и только одну сложную логическую задачу не смогли решить три команды.

Для учеников 10-11 классов проводился конкурс профориентационных проектов.

За 2 часа требовалось подготовить 5-минутный доклад с презентацией на выбранную тему. Темы представляли собой названия различных современных направлений в области компьютерных наук. Например: «Искусственный интеллект», «Машинное обучение», «Криптография», «Нейронные сети» и т.п. Распределялись темы случайным образом. Далее каждая команда представляла свой доклад так, чтобы заинтересовать своей темой слушателей и членов жюри.

В конкурсе приняли участие 11 команд по 5-6 учеников. Жюри, состоявшее из преподавателей факультета КНиИТ и учителей Физико-технического лицея № 1, заслушало проекты участников в актовом зале. Конкурс вызвал большой интерес, и участники проявили не только способность к коллективной работе по поиску и обработке информации, выделения наиболее интересной и значимой для 5-минутного доклада, но и навыки актерского мастерства.

Общая продолжительность праздничных мероприятий составила обычный учебный день, то есть около 6 часов, а завершилась подведением итогов и награждением победителей.


 

Ключевые слова  конкурсы по математике и информатике, олимпиада по теории графов

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.