Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Из опыта использования информационных технологий в работе с одаренными детьми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №33" г. Тамбов
В данной статье описан опыт использования информационных технологий в работе с одаренными детьми на базе школы МАОУ СОШ №33 г. Тамбова.

Бурное развитие информационных технологий ведет к расширению границ образовательных систем, в условиях информационного пространства. Перед педагогами ставятся задачи по эффективному использованию всех современных информационных технологий и ресурсов в образовательном процессе, с каждым годом открывая все новые возможности в организации учебного процесса.

Процесс получения новых знаний, приобретает черты нелинейности и совместности, определяющие современные возможности сетевых технологий, и в том числе возможности глобальной сети Интернет. Благодаря которой можно не только совместно получать знания, но их совместно создавать. Такая площадка органично объединяет в себе возможности процессов  изучения нового и использования современных технологий для получения и развития знаний.

Согласно  концепции развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 годы получило развитие творческой, исследовательской, познавательной, изобретательской деятельности обучающихся в различных областях техники и науки, выявлении,  развитии и поддержки одаренных детей в сфере учебно-исследовательской деятельности и научного творчества. [1, 2]

На базе нашей школы (МАОУ СОШ №33 г. Тамбова) в 2015 году  формируется группа развития и поддержки одаренных детей под названием «Поиск» в возрасте от 14-16 лет в количестве 15 человек.

Уже в первый год создания, дал плодотворных результатов. Дети заняли призовые места не только в муниципальном этапе, но и в региональном. А это в свою очередь послужило толчком не только для детей, но и для  школы в развитии данного направления.

Теперь дети ежегодно  участвуют в конкурсах исследовательских работ обучающихся «Первые шаги в науку»,  олимпиада научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи «Человек-Земля-космос» (олимпиада «Созвездие»), конкурс конструкторской и изобретательской деятельности «Идеи молодых – дорога в будущее», конкурса «Интеллектуальный марафон ЧИП - 2017 по базовому курсу информатики», конкурса информационных и компьютерных технологий «Компьютер – XXI век», олимпиада ИТ - технологий в сельском хозяйстве, конкурс web-сайтов учащихся «Мой первый сайт».

Начиная с 2015 по 2017 гг. нашу копилку пополнили призовые места: 12 грамоты муниципального этапа, 3 регионального этапа.

Передо мной как педагогом стоят задачи:

- провести диагностику и мониторинг на выявление одаренных детей в данной области;

- разработать теоретическую и практико-ориентированную систему работы с одаренными детьми.

Реализации поставленных задач возможна, при условии целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной работы.

Большую помощь во внеурочной работе помогает «виртуальная образовательная среда», под которой понимают информационное содержание и коммуникационные возможности компьютерных сетей, которые формируют и используют для образовательных целей.

Виртуальная образовательная среда  рассматривается как элемент виртуального сообщества, основу которого составляют электронные учебно-методические комплексы, электронные учебные пособия, образовательные ресурсы и т.д., которые используются педагогами в успешной  организации учебного процесса. [3]

Если говорить о нашей виртуальной образовательной среде, то она размешена в сети Интернет [4] на нескольких площадках, образовательной: в группе в Дневник.ру, и в социальной сети: Вконтакте, кроме этого мы пользуемся Google Документами. Благодаря виртуальным документам Google, мы можем создавать текстовые документы, в режиме реального времени, редактировать и работать над ними вместе с детьми. Это очень удобно, находясь дома, в комфортных условиях, отдохнувши от суеты рабочего дня с новыми силами работать над новым проектом. Можно самим подавать идеи, или наоборот развивать и направлять идеи детей в нужное русло. Еще одним большим плюсом в таком образовательном процессе является то, что дети находятся дома и работают над проектом в удобной для них обстановке. 

Благодаря таким доступным бесплатным системам в сети Интернет, дети быстро и оперативно узнают о новом конкурсе, тут же выбирают себе направление, делают какие то заготовки, готовят какой, то материал для дальнейшего его развития. А мне как научному руководителю, достаточно удобно и быстро подобрать нужный материал, тут же отправить его, тем самым направить в правильном направлении, или отредактировать, или дать совет тем кто в чем то сомневается или немного не уверен в правильности принятого решения.

В процессе использования информационных технологий в работе с творчески одарёнными детьми обучение приобретает диалоговый характер, становится управляемым, то есть  в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения, сочетание индивидуальной и групповой работы. Современные информационные технологии способствуют развитию формированию социально мобильной личности и социальной компетентности, чётко осознавать свои обязанности и права, ясно представляющей себе имеющихся ресурсов и возможностей, способной успешно реализовать избранную позицию в социальном пространстве. 

 

 

Список использованных источников
  1. 1. Концепции развития системы дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sutrasskazovo.org.ru/wp-conteuploads/2015/04/konzepziya_DOD.pdf.
  2. 2. Об утверждении государственной программы тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" 2013 - 2020 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/445054659.
  3. 3. Моргунова А.Ю. Использование социальной сети как средство дистанционного обучения / VIII Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании». Саратов, 2016. – С. 412-415.
  4. 4. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России/ Чванова М.С., Храмова М.В., Лыскова В.Ю., Михайлова Д.И., Моргунова А.Ю., Молчанов А.А. // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. – № 3. – С. 472-493.
Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Ключевые слова  Информационные технологии, дополнительное образование, одаренные дети, социальные сети, виртуальная образовательная среда.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.